Само слово «подведомственность» раскрывает свою суть, обозначая, какие дела, вопросы отнесены к ведению того или иного ведомства. В связи с этим в литературе иногда подведомственность отождествляют с компетенцией, заявляя, что она разграничивает компетенцию различных органов. Но это не совсем так, поскольку компетенция хозяйственных судов не сводится к правомочию разрешения хозяйственных споров. Она включает в себя решение и целого ряда других вопросов. Поэтому, сопоставляя понятия компетенция и подведомственность, следует иметь в виду, что подведомственность хозяйственных судов означает их компетенцию только в части того, какие споры относятся к их ведению. В этом плане подведомственность хозяйственных судов отграничивает их полномочия по разрешению споров от других юрисдик-ционных органов.
В ст. 1 Закона «О хозяйственном суде» указывается, что хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров между юридическими лицами, государственными и другими органами. Но эта норма не является абсолютной. Во-первых, рядом дополнительных законов было установлено, что арбитражным (хозяйственным) судам подведомственны и хозяйственные споры с участием граждан (а не только юридических лиц) осуществляющих предпринимательскую деятельность, а в некоторых случаях и граждан, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
|
|
Во-вторых, указывая о подведомственности хозяйственным судам всех хозяйственных споров, норма имела прежде всего в виду прекращение рассмотрения таких споров ведомственными арбитражами, общими судами (когда одной из сторон являлся колхоз), вышестоящими органами ответчика при незначительной сумме спора, налоговыми инспекциями, банками. Это четко было подтверждено постановлением Верховной Рады от 6 ноября 1991 г. «О порядке введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Украины». В нем говорится, что дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов Украины, которые до 1 марта 1992 г. (с этой даты вводился в действие АПК) разрешаются судами, арбитражами министерств, ведомств, налоговыми инспекциями, банками, вышестоящими по отношению к должникам органами, а также другими государственными, кооперативными и общественными органами, начатые и незаконченные производством до 1 марта 1,992 г., подлежат разрешению указанными органами. Следовательно, после 1 марта 1992 г. все указанные органы лишались права возбуждать и рассматривать новые дела.
В-третьих, ст. 12 ХПК определяет в общих чертах круг дел, подведомственных хозяйственным судам. К ним относятся:
|
|
1) споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров;
2) споры о возмещении внедоговорного вреда, о возврате неосновательно приобретенного чужого имущества;
3) о признании недействительными актов государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством;
4) дела о банкротстве;
5) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.
Наряду с определением круга подведомственных хозяйственным судам дел эта же норма указывает на споры, которые им не подведомственны. Это споры, возникающие при согласовании стандартов и технических условий. Объясняется это тем, что согласование этих нормативно-технических актов связано с решением не столько правовых, сколько технических, технологических вопросов, которые с большим знанием дела могут быть решены самими сторонами или вышестоящими органами.
Не подведомственны хозяйственным судам и споры об установлении цен на продукцию (товары), тарифов на услуги, выполнение работ, если эти цены и тарифы устанавливаются соответствующими государственными органами. В тех же случаях, когда цены, тарифы являются договорными, определяются соглашением сторон, возникающие по ним споры вправе разрешать хозяйственные суды.
Не подведомственны хозяйственным судам и другие споры, разрешение которых законодательством, межгосударственными договорами, соглашениями отнесено к ведению иных органов. Круг этих споров довольно обширен, каждый вид их определяется конкретным законом.
Так, споры, возникающие при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп в соответствии с Законом Украины от 21 ноября 1995 г. «О промышленно-финансовых группах в Украине» хозяйственным судам не подведомственны. Они относятся к ведению Кабинета Министров Украины.
Закон Украины от 24 февраля 1994 г. «О международном коммерческом арбитраже» установил, какие споры рассматривает этот орган, а также Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Украины. Эти споры также не могут рассматриваться хозяйственными судами.
Согласно Закону от 10 ноября 1992 г. «О печатных средствах массовой информации» споры о прекращении выпуска средств массовой информации, изъятие тиража или части его подведомственны не хозяйственным, а общим судам.
Существует и целый ряд других исключений из общего правила подведомственности хозяйственных споров.
Важно знать, что формула ст. 1 Закона «О хозяйственном суде» о подведомственности ему всех хозяйственных споров не является абсолютной, она относительна, так как целый ряд споров подведомственны не хозяйственным судам, а другим органам.