Подведомственность хозяйственных споров

Само слово «подведомственность» раскрывает свою суть, обозначая, какие дела, вопросы отнесены к ведению того или иного ведомства. В связи с этим в литературе иногда подведомственность отождествляют с компетен­цией, заявляя, что она разграничивает компетенцию раз­личных органов. Но это не совсем так, поскольку ком­петенция хозяйственных судов не сводится к правомо­чию разрешения хозяйственных споров. Она включает в себя решение и целого ряда других вопросов. Поэтому, сопоставляя понятия компетенция и подведомственность, следует иметь в виду, что подведомственность хозяйствен­ных судов означает их компетенцию только в части того, какие споры относятся к их ведению. В этом плане под­ведомственность хозяйственных судов отграничивает их полномочия по разрешению споров от других юрисдик-ционных органов.





В ст. 1 Закона «О хозяйственном суде» указывается, что хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров между юри­дическими лицами, государственными и другими орга­нами. Но эта норма не является абсолютной. Во-первых, рядом дополнительных законов было установлено, что арбитражным (хозяйственным) судам подведомствен­ны и хозяйственные споры с участием граждан (а не только юридических лиц) осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, а в некоторых случаях и граждан, не являющихся субъектами предприниматель­ской деятельности.

Во-вторых, указывая о подведомственности хозяй­ственным судам всех хозяйственных споров, норма име­ла прежде всего в виду прекращение рассмотрения та­ких споров ведомственными арбитражами, общими су­дами (когда одной из сторон являлся колхоз), вышесто­ящими органами ответчика при незначительной сумме спора, налоговыми инспекциями, банками. Это четко было подтверждено постановлением Верховной Рады от 6 но­ября 1991 г. «О порядке введения в действие Арбитраж­ного процессуального кодекса Украины». В нем гово­рится, что дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов Украины, которые до 1 марта 1992 г. (с этой даты вводился в действие АПК) разрешаются судами, арбитра­жами министерств, ведомств, налоговыми инспекциями, банками, вышестоящими по отношению к должникам органами, а также другими государственными, коопера­тивными и общественными органами, начатые и незакон­ченные производством до 1 марта 1,992 г., подлежат раз­решению указанными органами. Следовательно, после 1 марта 1992 г. все указанные органы лишались права воз­буждать и рассматривать новые дела.

В-третьих, ст. 12 ХПК определяет в общих чертах круг дел, подведомственных хозяйственным судам. К ним относятся:

1) споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров;

2) споры о возмещении внедоговорного вреда, о воз­врате неосновательно приобретенного чужого имущества;

3) о признании недействительными актов государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством;

4) дела о банкротстве;


5) дела по заявлениям органов Антимонопольного ко­митета Украины, связанные с нарушением антимоно­польного законодательства.

Наряду с определением круга подведомственных хо­зяйственным судам дел эта же норма указывает на спо­ры, которые им не подведомственны. Это споры, возни­кающие при согласовании стандартов и технических ус­ловий. Объясняется это тем, что согласование этих нормативно-технических актов связано с решением не столько правовых, сколько технических, технологичес­ких вопросов, которые с большим знанием дела могут быть решены самими сторонами или вышестоящими органами.

Не подведомственны хозяйственным судам и споры об установлении цен на продукцию (товары), тарифов на ус­луги, выполнение работ, если эти цены и тарифы устанав­ливаются соответствующими государственными органа­ми. В тех же случаях, когда цены, тарифы являются дого­ворными, определяются соглашением сторон, возникающие по ним споры вправе разрешать хозяйственные суды.

Не подведомственны хозяйственным судам и другие споры, разрешение которых законодательством, межгосу­дарственными договорами, соглашениями отнесено к ве­дению иных органов. Круг этих споров довольно обши­рен, каждый вид их определяется конкретным законом.

Так, споры, возникающие при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп в соответствии с Законом Украины от 21 ноября 1995 г. «О промышленно-финансовых группах в Украи­не» хозяйственным судам не подведомственны. Они от­носятся к ведению Кабинета Министров Украины.

Закон Украины от 24 февраля 1994 г. «О междуна­родном коммерческом арбитраже» установил, какие споры рассматривает этот орган, а также Морская ар­битражная комиссия при Торгово-промышленной пала­те Украины. Эти споры также не могут рассматривать­ся хозяйственными судами.

Согласно Закону от 10 ноября 1992 г. «О печатных средствах массовой информации» споры о прекращении выпуска средств массовой информации, изъятие тира­жа или части его подведомственны не хозяйственным, а общим судам.

Существует и целый ряд других исключений из об­щего правила подведомственности хозяйственных споров.





Важно знать, что формула ст. 1 Закона «О хозяй­ственном суде» о подведомственности ему всех хозяй­ственных споров не является абсолютной, она относи­тельна, так как целый ряд споров подведомственны не хозяйственным судам, а другим органам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: