Философия эпохи Возрождения. Новое не возникает из ничего, оно продолжает историю, хотя какую именно – возможны варианты

Новое не возникает из ничего, оно продолжает историю, хотя какую именно – возможны варианты. Прогресс в эпоху Возрождения сделал свой выбор, обратившись к культурным достижениям Античности. Общество не вернулось в прошлое, а попыталось вернуть достижения культуры из прошлого, переосмыслить их и дать им новую жизнь. Отсюда и название эпохи – Возрождение, или Ренессанс.(XIV – XVI вв.)

В сравнительно недолгой истории Возрождения выделяются три этапа: гуманистический, неоплатонический (пантеистический) и натурфилософский. Обстоятельно вам с ними придется ознакомиться самостоятельно[12]. Здесь же вы найдете ориентирующие идеи.

Главная мысль гуманистического этапа сводится к следующему: библейская идея создания человека Богом "по своему образу и подобию" является прямым указанием на то, что человек тоже творец. Все остальное надо рассматривать в контексте творческой сущности человека. Средневековому толкованию земной жизни человека как испытания на греховность гуманизм противопоставил жизнь человека в творчестве. Именно творчеством человек доказывает свое богоподобие и любовь к творцу. Творчество дает человеку право на свободу мыслить, действовать, разумеется, в рамках добродетели. Отказавшись от религиозного обобщения "рабы божии", нивелировавшего человеческую индивидуальность, гуманизм возрождает античную идею о значимости личности как выражения индивидуализации бытия человека.

Мысли гуманистов получили дальнейшее развитие на этапе неоплатонизма – нового толкования учения Платона о бытии. Дж.Бруно предложил модель мира, в которой нет божественной (сакральной) структуры, а все едино, пребывает в общем пространстве и времени. Бруно размыкает библейский материальный мир, представляя его бесконечным, допускает существование в нем многих подобных нашему миров. Вечность он также распространяет с бытия Бога на бытие материи, по существу, отождествляет бытие Бога, человека и природы. Нет необходимости в первоначале, сущность проявляется в существовании, существование несет в себе сущность; в картину мира вносится развитие, вместо средневекового убеждения в незыблемости устройства мира.

Пантеизм, ставший своеобразной адаптацией платоновского учения о мире к очередному витку общественного, прежде всего культурного прогресса, – не единственная концепция бытия Бога. Были еще теизм и деизм, как модификация теизма. Разберитесь, используя справочные издания, что общего и в чем различаются эти три точки зрения на творца.

Завершающим этапом в истории Возрождения оказался период, названный натурфилософским. Название говорит за себя: сосредоточение поисков истины на исследовании природы и техническом творчестве. Наука еще находилась в стадии становления, а накопленные научные знания требовали объявления, систематизации; объяснение, в свою очередь, натыкалось на недостаток знаний и звало получать новые. В такой ситуации искали поддержку в философии.

Активизация научного познания возвращало интерес к свободе философского поиска, философия освобождалась от схоластических оков. Против "схоластической учености" выступали уже представители раннего Возрождения, в частности, Ф.Петрарка. Вопреки христианскому учению великий итальянский поэт и мыслитель считал, что воплотившись в человека, Бог сделал человека Богом. Ф. Петрарка пытался выстроить основание гармонического единства Космоса, Природы и Духа, так, чтобы в нем было место творчеству человека.

В эпоху Возрождения творили классики мировой литературы: Ф. Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"), М.Сервантес ("Дон Кихот"), В. Шекспир, Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"), живописи и ваяния: Донателло, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Дюрер. С Возрождением связана многогранная деятельность Леонардо да Винчи. Напомним: классиками все они стали потому, что сделанное ими не ограничено их временем. Вопрос для осмысления творчества эпохи Возрождения: можно ли достигнутое рассматривать как продукт саморазвития философии, искусства, религии, или в духовной культуре Возрождения отразились новые жизненные условия? Если вы полагаете верным решением второе, то попытайтесь раскрыть взаимодействие изменений в обществе и развития общественного сознания.

Итак, самые известные течения в философии Возрождения: гуманизм; неоплатонизм; натуралистический пантеизм; модернизированная натурфилософия; критика схоластики, гилозоизм; социальная утопия.

Центральные проблемы:

• человек и Бог: суть творчества;

• культурное развитие личности и его условия;

• судьба аристотелевской (средневековой) схоластики;

• свобода и долг человека;

• процесс познания мира;

• устройство мира;

• природа и Бог.

Важнейшие идеи:

• необходимость отказа от схоластического понимания познания;

• обоснование творчества человека;

• подход к миру как единому, поделенному на божественный неизменный и человеческий (природный);

• признание опытного познания в качестве основы деятельности сознания человека;

• разработка концепции идеального бесклассового общества, утопическая модель социального строя

• новое толкование основ христианства: протестантизм как попытка преодоления кризиса в отношении церкви и общественного прогресса

Вопросы для самопроверки.

1. Что собой представляет гуманизм как мировоззренческий принцип? Найдите его современную формулировку и сравните с позицией авторов Возрождения.

2. Дайте определение теизма, пантеизма и деизма как концепций Бога. Назовите для каждой концепции хотя бы одного сторонника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: