Зависимость японской промышленности от сбыта товаров резко возросла. Для обеспечения промышленного роста Япония вынуждена ввозить большое количество сырья и энергоресурсов, а для этого надо иметь постоянные доходы в валюте.
К началу 1970-х гг. обострилась еще одна проблема — экологическая. Бурный промышленный рост 1950—1960-х гг., скученность промышленных объектов в отдельных населенных пунктах привели к чрезвычайному загрязнению окружающей среды. Возможности дальнейшей эксплуатации природной среды исчерпаны. Уже в 1970—1971 гг. замедлился рост внутреннего рынка, что привело к экономической депрессии. В Японии были приняты жесткие законы против загрязнения окружающей среды: власти потребовали от предпринимателей или нести дополнительные расходы, или попросту закрывать производство. В 1971 г. было создано Ведомство по охране окружающей среды, оно также стало оказывать давление в этом направлении.
В 1972 г. начался экономический подъем, на этот раз благодаря значительному расширению экспорта. В том же году правительство утвердило План реконструкции Японских островов. Он стал осуществляться с 1973 г. План предусматривал, в частности:
|
|
а) децентрализацию промышленности: рассредоточение ее по всей
территории Японии; б) создание новой инфраструктуры; в) скоординированные мероприятия по охране окружающей среды; г) стимулирование экспорта.
Это привело к ускорению экономического роста до 15,6% в 1973 г.
Но все неожиданно оборвалось в ноябре 1973 г., когда страны ОПЕК подняли цены на нефть сразу в 4 раза. Расширение масштабов японской экономики не привело к ликвидации ее чрезвычайной зависимости от внешних рынков сырья и энергоресурсов. Напротив, с развитием промышленного производства она только возросла. Япония практически не имеет своих ископаемых ресурсов: нефти, урана, никеля, бокситов, угля, железной руды, меди и природного газа. Поэтому, когда в 1973 г. во время очередной войны арабские страны ввели эмбарго на поставки нефти, японских запасов хватило лишь на несколько дней. А когда поступления возобновились, мировая цена на нефть по решению стран—экспортеров нефти (ОПЕК) в ноябре 1973 г. выросла сразу в 4 раза.
Это был первый нефтяной шок,который потребовал введения в Японии режима строгой экономии. Потребление нефти сократилось в 2 раза, закрылись многие коммерческие предприятия, наступил серьезный экономический спад.
Правительство Японии предприняло ряд мер по стимулированию спроса.Во-первых, были увеличены ассигнования на «общественные работы», во-вторых, расширено государственное жилищное строительство — эти меры были призваны хотя бы частично компенсировать падение спроса на внутреннем рынке. Одновременно Банк Японии снизил учетную ставку на выдаваемые кредиты: эта мера должна была удешевить кредит и побудить предпринимателей использовать время плохой конъюнктуры для технического переоснащения предприятий. В то же время японское правительство резко увеличило процент амортизационных отчислений,так что бизнесмены были дополнительно заинтересованы в досрочной замене производственного аппарата и внедрении новых технологий. Шли поиски альтернативных источников энергии, разработка новых технологий с меньшей энергоемкостью.
|
|
Государство ввело дополнительные льготы для поощрения экспорта. Япония начинает вкладывать деньги в экономику Малайзии, Индонезии, Таиланда, Филиппин. Стремясь ослабить зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока, Япония инвестирует средства в разведку и разработку нефти в Новой Гвинее, Австралии, Индонезии и Нигерии.
Но в 1979 г. последовал «2-й нефтяной шок».Страны ОПЕК вновь повысили цены сразу на 85%. Это означало, что Япония должна уплатить за импортируемую нефть на 12 млрд. долл. больше, чем год назад. «2-й нефтяной шок» привел к мировому экономическому кризису, а это ставило Японию под особый удар. 30% ее обрабатывающей промышленности напрямую зависело от экспорта, а в некоторых отраслях — даже на 90%. Более того, в условиях экономического спада торговые партнеры Японии начинают обвинять ее в закрытии собственного рынка, требуют устранить пошлины и снять квоты, угрожая, в случае отказа, прибегнуть к аналогичным мерам. Под сильным давлением Запада Япония вынуждена пойти на уступки, снизив пошлины и отменив большинство квот на ввоз.
Еще один неблагоприятный фактор в конце 1970-х гг. — появление на мировом рынке конкурентов из «новых индустриальных стран»(НИС). Страны Латинской Америки: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Чили. В Азии конкуренция исходила, главным образом, от:Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга.
Все эти проблемы побудили к структурной перестройке экономики Японии. в 1980-е гг. Японии пришлось радикально менять свою экономическую систему. Это были процессы, характерные для всех развитых стран мира. Формировалась постиндустриальная экономическая модель:
1. Главное место в новой экономической системе занял так называемый третичный сектор — сфера торговли, обслуживания, финансов, социальная сфера (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), наука, информатика, инфраструктура. В этих отраслях стала производиться большая часть национального продукта и была занята основная масса населения.
2. В промышленности упор сделан на развитие наукоемкого производства. В этих отраслях основная стоимость продукции приходится на научные разработки, техническую квалификацию персонала, дизайн, ноу-хау и т. д. С 1980 г. в Японии создаются 26 технополисов. Это образцовые города со своей инфраструктурой, транспортными и информационными системами. Они имеют собственные промышленные парки, центры науки и технологий, учреждения культуры, школы и университеты.
3. Началась ликвидация предприятий и целых отраслей промышленности, потребляющих много сырья, энергоресурсов и рабочей силы, занятой на простейших операциях (сборке), загрязняющих окружающую среду. Это касалось в первую очередь сталелитейной, алюминиевой, химической, электротехнической промышленности, судостроения.
4. внедрение принципиально новых технологий. НТ давали недостижимое в обычных условиях качество, экономию материальных ресурсов, были экологически чистыми, малоотходными и т. д.
5. В новых условиях ставка была сделана на производство малыми сериями. Это объясняет тенденцию к децентрализации управления фирмами, когда крупные корпорации передают большую часть полномочий мелким филиалам. Абсолютное большинство возникающих вновь предприятий — мелкие по масштабам: они более динамичны, более склонны прислушиваться к требованиям рынка и способны быстро перестраивать производство.
|
|
Постепенно стали приносить эффект меры по экономии энергоресурсов: только за 1975—1980-е гг. энергоемкость в промышленности снизилась на 20%, что позволило в 1980 г. сократить импорт нефти на 9%. поиски альтернативных источников энергии, в том числе шла интенсивная разработка проектов электростанций, использующих энергию солнца, приливов и отливов. Была принята специальная программа производства газа из каменного угля — постепенно Япония ослабляла свою зависимость от импорта нефти — к 1980 г. он обеспечивал 63% общего объема энергоресурсов.
В 1981 г. Япония активно вышла на внешние рынки с новыми видами продукции — микропроцессорами, персональными компьютерами, промышленными роботами и гибкими производственными системами. С 1980 г. японское правительство постепенно отходит от прежнего курса экономической политики, делая его более либеральным. Оно начинает рассматривать возможность приватизации части государственного сектора, ослабляет механизм государственного регулирования.
С I960 по 1964 г. премьер-министром Японии был Хаято Икеда. Затем его сменил на 8 лет Эйсаку Сато, который немало сделал для укрепления международного престижа Японии, совершая поездки по столицам многих стран мира. К числу его достижений относится договор с США о передаче Японии острова Окинава (в июне 1971 г.). Но в начале 1970-х гг. резко ухудшилась экономическая ситуация и обострились отношения между Японией с США. После встречи в Гонолулу в 1972 г. с президентом Р. Никсоном, Э. Сато по причине внутренних передряг в правящей партии уступает свое место Какуэю Танаке, лидеру крупнейшей фракции в ЛДП.
Он прославился своим визитом в КНР, в ходе которого восстановил дипломатические отношения со своим соседом, но в целом был непопулярен. С правлением К. Танаки началась серия скандалов, связанных со взятками компании «Локхид» высокопоставленным деятелям ЛДП. Разразились они в 1974 г., и это серьезно подорвало позиции ЛДП. Сам К.Танака подал в отставку еще в 1974 г., но и его преемник Такэо Мики продержался на своем посту лишь до 1976 г., когда ЛДП впервые лишилась большинства в Парламенте, набрав лишь 41,8% голосов.
|
|
Т. Мики стал публично осуждать коррупцию в рядах собственной партии, что стоило ему в 1976 г. поста лидера. Тогда же произошел первый крупный раскол: из партии вышли 17 депутатов парламента — в знак протеста против коррупции — они основали партию Новый либеральный клуб (НЛК), которая просуществовала до 1986 г. Но контроль над правительством ЛДП сохранила, благодаря поддержке 19 «независимых» депутатов, к тому же НЛК также голосовала за доверие правительству.
С января 1979 г. началась новая серия коррупционных скандалов (на сей раз с американскими корпорациями), в которых оказались замешанными крупные партийные деятели. Ситуация усугубилась в результате внутрипартийных распрей: пришедшего на смену Т. Мики в 1976 г. нового лидера Такэо Фукуда сменил через два года Масаеси Охира. На парламентских выборах 7 октября 1979 г. ЛДП с трудом набирает 41% голосов и остается у власти лишь благодаря поддержке «независимых» депутатов. Положение «Комэйто» и НЛК укрепилось, но распри в ЛДП еще больше усилились.
16 мая 1980 г., впервые в истории послевоенной Японии, правительство М. Охиры отправлено в отставку в результате вынесения в парламенте вотума недоверия.
Новые выборы были назначены на 22 июня 1980 г. Накануне умирает от сердечного приступа лидер партии М. Охира — это вызвало волну сочувствия. ЛДП получила 55,6% голосов и в очередной раз сформировала правительство во главе с новым лидером партии Дзэнко Судзуки.
Оппозиция пыталась максимально использовать коррупционные скандалы для компрометации ЛДП. Особенно раздувалось «дело К. Танаки»: в 1983 г. депутаты от оппозиции потребовали даже лишить его депутатского мандата, стали бойкотировать заседания парламента, что привело к его роспуску и объявлению досрочных выборов.
Возрождение партии началось в 1986 г., когда ее лидер Ясухиро На-касонэ блестяще провел предвыборную кампанию и увеличил представительство ЛДП в парламенте сразу на 56 мандатов.
С ноября 1987 г. у ЛДП появился новый лидер — Нобуру Такэсита. Правительству Н.Такэситы удалось провести через парламент серию реформ налоговой системы, ввести непопулярный налог на потребление (3%), переориентировать бюджет на нужды средних городских слоев.
В том же месяце в Японии проведена реформа профсоюзного движения: федерации СОХИО, СОРЕНКАЙ и ДОМЭЙ объявили о самороспуске. Вместо них было создано единое объединение профсоюзов частного сектора РЭНГО, насчитывавшее 5,5 млн. человек.
Одновременно в стране разразились скандалы по поводу невиданно крупных взяток, в которых оказались замешаны видные деятели ЛДП и компания по торговле недвижимостью «Рукурс космос». Это вынудило Н. Такэситу подать в отставку.