Политическая и экономическая перестройка в Японии 1990-2000х

Тосики Кайфу, — несмотря на неудачу ЛДП на вы­борах в Палату советников в 1988 г., сумел все же сохранить большин­ство на парламентских выборах 1990 г. Ему пришлось пережить ряд финансовых скандалов («дело фирмы Рикруто»), но все же удалось несколько стабилизировать ситуацию, укрепив традиционную опору партии на сельских жителей, мелких предпринимателей и женщин. Т. Кайфу удалось укрепить и международный престиж Японии в период аннексии Ираком Кувейта в 1990 г. Япония выделила между­народному воинскому контингенту 9 млрд. долл, предоставила гражданские самолеты и медицинское оборудование; еще 2 млрд. долл. были направлены в качестве финансовой помощи Египту, Иордании и Турции.

Экономические процессы в конце XX в.

В 1990-е гг. японское правительство продолжило курс на постепенное сворачивание государственного сектора. Приватизировались многие предприятия, объекты инфраструктуры, желез­ные дороги. Перейдя в частную собственность, они становились бо­лее прибыльными, правда, при этом шло значительное сокращение персонала. Сократились также и масштабы государственного регулиро­вания — правительство все реже вмешивалось в экономические про­цессы, предоставляя рынку возможности саморегуляции.

В 1990-е гг. Япония стала крупнейшим кредитором мира, общая сум­ма ее зарубежных инвестиций перевалила за 1 трлн. долл. Зависимость от внешнего рынка обернулась для Японии большими потрясениями в годы «азиатского кризиса» 1997—1998 гг. Ведь 28% ее внешней тор­говли приходилось именно на страны Юго-Восточной Азии, которые и стали очагом кризиса. Однако негативные последствия были пре­одолены уже в 1999 г., и в настоящее время вновь начался экономи­ческий рост. Сейчас Япония имеет динамично развивающуюся экономику, даю­щую примерно 14% мирового продукта. Она экспортирует продукции более чем на 400 млрд. долл. Япония занимает первое место в мире в судостроении, в тракторостроении, в производстве оборудования для металлообрабатывающей промыш­ленности, на нее приходится свыше 14% мирового производства ста­ли, 60% —цветных телевизоров и 30% — автомобилей.

На долю торговли с США выпадает 26% оборота внешней торгов­ли Японии. Аме­риканцы даже пытались получить доступ на японский рынок путем предоставления им гарантированных квот на отдельные виды продук­ции. После провала этих попыток президент Б. Клинтон ввел повы­шенные тарифы на японские товары и стал снижать курс американ­ского доллара, но и это не помогло.

К концу 1990-х гг. Японии удалось свести инфляцию к показателю менее 2%, а безработицу — менее 4%. Правительство создает систему льгот, которые побуждают пред­принимателей заблаговременно принимать меры по профессиональ­ной переподготовке с тем, чтобы не доводить дело до увольнений. Многие японские корпорации постоянно содержат в своей структуре учебные центры переподготовки, ежегодно проводят профессиональ­ное переобучение. Это выгодней, чем платить работ­нику в связи с увольнением. Благосостояние японских трудящихся резко возросло: средняя за­работная плата составляет около 4 тыс. долл. в месяц. Введено широ­кое социальное законодательство, которое регламентирует продолжи­тельность рабочего дня, условия труда и т. д.

Тем не менее отмечаются серьезные негативные тенденции в эконо­мическом развитии. Это существование огромных по масштабам «непро­изводительных отраслей», т. е. уступающих по конкурентоспособности другим странам, использующих излишнюю рабочую силу. В аграрном секторе трудится 6,6% насе­ления, что очень много по сравнению с другими развитыми странами, а его доля в экономическом продукте едва превышает 2%. Не случай­но внутренний рынок закрыт от иностранных сельскохозяйственных продуктов высокими таможенными пошлинами: по некоторым дан­ным, цена на рис в Японии в 4 раза выше, чем цены на мировом рын­ке, что свидетельствует о протекционизме в отношении своих произ­водителей.

Усугубляет эту ситуацию огромная задолженность японской финан­совой системы, превышающая сейчас 500 млн. долл., а также корруп­ция в верхах государства.

С 1991 г. темпы роста в японской экономике резко замедлились. В ок­тябре 1991 г. на посту премьера Т. Кайфу сменил Киити Миядзаву. К тому времени создалось много предпосылок для серьезных полити­ческих изменений.

ЛДП за послевоенные десятилетия превратилась в правящую пар­тию, она бессменно находилась у власти, и это способствовало кор­рупции. Вопросы административного управления были переданы ею в руки государственных чиновников, благодаря чему в партийную кассу поступали щедрые вознаграждения. За 1980-е гг. в японском об­ществе произошли огромные социальные изменения, они затронули и систему ценностей: молодежь уже не могла столь же благосклонно относиться к случаям коррупции в среде элиты.

В начале 1990-х гг. подобные настроения стали все чаще появлять­ся и внутри самой ЛДП. Начались массовые выходы из партии, возникла угроза раскола ее рядов. В 1992 г. в стране разразился финансо­вый скандал, известный как «дело Сагавы». Речь шла о более чем сот­не деятелей ЛДП, замешанных во взятках. Вышедшие из ЛДП группы образовали множество других партий. Крах политической системы наступил в 1993 г. На парламент­ских выборах 1993 г. ЛДП, хотя и оказалась крупнейшей партией в парламенте, все же потеряла большинство мест.

Летом 1993 г. создано коалиционное правительство из 7 партий во главе с М. Хосакавой — впервые без участия ЛДП. Правительство пы­талось провести реформы избирательной системы и налогообложе­ния, но не смогло выработать общей политики. Умеренными были ус­пехи в области децентрализации правительства и открытия японских рынков для иностранных конкурентов. Но главное, что М. Хосакава, активно выступая против коррумпированных чиновников, сам ока­зался замешанным в финансовых махинациях. Это вынудило его ме­нее чем через год с позором уйти в отставку.

Место премьер-министра занял лидер другой малой партии, Цутоми Хато, но он пробыл на посту совсем недолго. Социалистическая партия Японии (СПЯ) отказала Ц. Хато в поддержке и заключила сделку с принципиальным противником, создав летом 1994 г. коалицию с ЛДП. Новое правительство опять включало в свой состав деятелей ЛДП; прав­да, пост премьера был отдан лидеру социалистов Томиити Мураяме. Авторитет Т. Мураямы постоянно снижался, и в январе 1996 г. он подал в отставку.

Новое, на сей раз однопартийное правительство возглавил лидер ЛДП Рютаро Хасимото. Он объявил о начале «шести реформ»: 1) налоговой; 2) в сфере образования; 3) в социальном обеспечении; 4) по ослаблению государственного регулирования экономики; 5) по де­централизации административного управления; 6) по наделению зе­мельными участками промышленных кампаний. К тому же Р. Хасимото демонстрировал новую дипломатию, пытаясь претворить во внешней политике концепцию «евразийства». Прославился он также решительными мерами по пресечению деятельности секты «Аум син-рике», устроившей в 1996 г. серию терактов в Японии.

Все это привело к укреплению позиций ЛДП на выборах 20 октября 1996 г. Посте­пенно в партию возвращались ранее вышедшие из нее парламентская база правительства укрепилась. ЛДП уже имела в парламенте 263 де­путата, что составляло абсолютное большинство. С 30 июня 1998 г. премьер-министром Японии становится Кэндзи Обута. После его смерти летом 2000 г. этот пост занимает Иосиро Мори.

В конце апреля 2001 г. в Японии сменился премьер-министр — им стал Дзюинъитиро Коидзуми. Он весьма экстравагантен, молод (1942 г. рождения) и пользуется большой популярностью в стране.

Д. Коидзуми выступает за прямые выборы премьер-министра, за реструктуризацию корпораций и приватизацию ряда отраслей. Однако настораживают его высказывания в пользу пересмотра 9-й статьи Кон­ституции, запрещающей Японии иметь вооруженные силы. Он также занял жесткую позицию по вопросу мирного договора с Россией, на­стаивает на предварительной передаче Японии спорных островов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: