Современный Алжир занимает прочные позиции на международной арене, в арабском мире и Африке, проводит активную, целенаправленную внешнюю политику отстаивания своих национальных интересов. Страна поддерживает сбалансированные отношения с ведущими государствами мира. Заметна роль Алжира в международных и региональных организациях – ООН, Движении неприсоединения, Организации Исламская конференция, Лиге арабских государств, Африканском союзе и др.
Во второй половине 80-х годов произошло значительное ухудшение финансово-экономического положения, связанное в большой степени с падением цен на нефть на мировом рынке и снижением курса доллара (нефтегазовая промышленность обеспечивала до 97% экспортных поступлений и до 48% доходной части государственного бюджета Алжира). К 1988 году выручка от экспорта жидкого топлива сократилась в 3,5 раза по сравнению с 1985 годом. Хроническое отставание сельского хозяйства привело к снижению самообеспечиваемости страны продуктами питания с 93% в 1963 году до 35% в 1987 году: Алжир импортировал около 60% потребительского зерна и более 40% других видов продовольствия.
|
|
Эти обстоятельства в сочетании с низкой экономической эффективностью предприятий государственного сектора стали главными в обострении внешней задолженности. Выплаты по долговым обязательствам в середине 80-х годов превысили 60% текущих валютных поступлений страны. Положение в стране усугублялось демографической проблемой. Начиная с 1986 г., темпы роста в экономике начали отставать от прироста населения, и государство вынуждено было проводить политику строжайшей экономии, что в первую очередь ударило по малообеспеченным.Только в строительстве из-за свёртывания инвестиционных программ в 1985 году количество рабочих мест сократилось на 80 тысяч. Программа жилищного строительства не выполнялась. Рост цен на продовольствие и предметы первой необходимости не компенсировался повышением заработной платы. Резко ухудшилось снабжение населения. Значительны были также масштабы существующей в Алжире безработицы и неполной занятости. В конце 80-х безработные, по разным подсчётам, составляли от 17 до 22% трудоспособного населения, что составляло 1 млн. 200 тыс. человек, без учёта неработающих женщин. При этом надо иметь ввиду, что в Алжире безработные не получали никакого пособия. Особенно был высок процент безработицы среди молодёжи, и он имел явную тенденцию к росту. По расчётам некоторых алжирских экономистов, в 1989 - 1990 гг. на рынок труда должно было выйти ещё 300 тысяч молодых людей. Социальная напряжённость особенно обострилась, когда на улицу вышла молодежь, более других страдающая от социальных незащищённости.
|
|
ФНО (фронт Национального Освобождения - руководящая партия Алжира) массы считали ответственным за все ошибки и провалы 30-летнего периода правления: экономический кризис, снижение жизненного уровня, падение производства, неспособность противостоять появившемуся общественному расслоению.
Голосование 26 декабря 1991 года подтвердило, что ИФС (Исламский Фронт Спасения), отвергающий нынешнюю организацию алжирского общества и желающий создать исламское государство, - главная сила страны.
Исламизм охватывая, наряду с арабо-мусульманами, также берберов. К группе разделяющих исламские убеждения относились также студенты. Против исламской альтернативы выступила армия, не желающая уступать свои позиции, которые укрепились в период существования той политической модели общества, которую ФНО назвал "социализмом". Прочно заняв главенствующее положение в Алжире, она стремилась сохранить полный контроль над страной, привилегии генералитета и доступ к государственной казне. К этой же группе антиисламистов относятся берберы, опасающиеся возможного подавления их национальной культуры.
11 января 1992 года президент Шадли Бенджедит ушёл в отставку, успев при этом распустить парламент. Выборы были прекращены, а политический вакуум власти был заполнен высшими военными, образовавшими новый руководящий орган - ВГС (Высший Государственный Совет). Все три сохранивших реальный вес политических партии Алжира (ИФС, ФСС, ФНО) объявили новые власти "незаконными и неконституционными", выступили за проведение второго тура парламентских выборов, намечавшегося на 16 января 1992 года.
Генеральный секретарь ФСС (Фронт Социалистических Сил) Аит Ахмед в заявлении для прессы назвал отставку Ш.Бенджедида "настоящим государственным переворотом - если не по форме, то по существу". Все это послужило началом кровопролитной войны. Под стражу в общей сложности было заключено восемь высших деятелей ИФС, запрещено ведение в мечетях политической пропаганды, ВГС (руководящий совет Алжира) объявлял о пересмотре закона о деятельности политических партий, принятого в апреле 1989 года, что могло повлечь за собой запрещение исламских партий, в первую очредь, ИФС. В свою очередь, исламисты начали открытые вооружённые действия: 12 февраля 1992 года 8 полицейских были убиты в Касбе, через день 7 военных погибли при налёте боевиков на адмиралтейство в центре столицы.
Бои и покушения, акты саботажа и террора чередовались с акциями гражданского неповиновения. Аресты и другие жёстские меры сил правопорядка в отношении исламистов заставили действующее в подполье руководство ИФС также искать новые формы борьбы с властями. С начала августа 1992 года они наладили работу подпольной радиостанции Фронта.
В качестве непременных условий для начала диалога выдвигались требования об освобождении всех заключённых из "лагерей безопасности", а также лидеров ИФС.
Более явным стало намерение руководства ИФС сформировать так называемое "временное правительство в изгнании" с последующим развёртыванием прямого вооружённого столкновения. Вскоре также быстро выявилась бесперспективность силового решения проблемы противостояния при почти открытом сочувствии населения.
Противоречивый приход к власти военных вызвал волну насилия в стране, не менее противоречивыми были и действия нового руководства, отсутствие ясной политической стратегии часто подменялось силовыми методами решения проблемы, что вызывало вспышку террористических актов, приводивших к гибели людей. Обострилась проблема безопасности - она выдвинулась на первое место. К осени 1993 года в Алжире от рук экстремистов погибло около 3 тысяч человек.
|
|
1 февраля 1994 года коллективное президентство, управлявшее страной с 1992 года, завершилось. Ламин Зеруаль, ставший единоличным президентом, дал понять, что готов к разрешению кризиса в стране, предложив всеобъемлющую программу решения возникших проблем.
Зеруаль озвучил готовность к политическому диалогу со всеми силами в стране, включая исламистов, если они откажутся от применения насилия. "Мы убеждены. что политический кризис будет решен только через диалог с участием всех без исключения ". Призыв президента был услышан исламским партиями. Шаги нового главы государства вызвали позитивный отклик в руководящих группах ИФС внутри страны и за рубежом.
Вскоре стало очевидным, что основные участники конфликта ещё не готовы идти на взаимные уступки: армия не желала уступать позиций и стремилась сохранить полный контроль над страной. Экстремистски настроенные представители ИФС также не желали идти на компромисс с "военной хунтой", отдав предпочтение политике конфронтации при использовании вооружённых методов борьбы.
прекращение переговоров и началу нового этапа террористических актов. Ни одна из сторон не хотела уступать, но ни одна, казалась, не могла и выиграть борьбу: режим нельзя было свалить, вооружённых исламистов невозможно было подавить.
Семь политические партий и алжирская лига защиты прав человека были вынуждены собраться вне пределов страны. Католическая община Сант-Эжидио созвала конгресс лидеров алжирской оппозиции в Италии.
Первая встреча состоялась 21 - 22 ноября 1994 года, носила предварительный характер и вызвала крайне негативную реакцию властей Алжира, так как участники возложили вину за "провал намеченного Л.Зеруалем диалога не на одних исламистов, но и на сам режим".
Вторая встреча, прошедшая 8 - 13 января 1995 года, завершилась выработкой конкретной "Платформы по мирному и политическому урегулированию алжирского кризиса". Предлагалось с помощью мировой общественности побудить правительство "взять на себя инициативу подлинного диалога с участием всех партий". Секуляристы и исламисты, берберисты и арабисты, левые и правые пришли к соглашению, что насилию в стране должен быть положен конец с помощью достижения компромисса.
|
|
Однако, ведение переговоров за спиной официальных властей не могло быть одобрено, и режим, не замедлил заклеймить "Платформу" как попытку иностранного вмешательства во внутренние дела страны и, стремясь перехватить инициативу, объявил о возобновлении президентских выборов к концу 1995 года.
В обстановке, когда общество устало от насилия, официальный курс на проведение "нулевого политического решения", при котором не должно быть ни победителей, ни побеждённых, с проведение всеобщих выборов, представлялся верным путём к внутриполитическому урегулированию.
Новым главой государства стал Ламин Зеруаль.
Политические шаги президента - издание указа об амнистии, сокращение сроков тюремного заключения, закрытие лагеря Айн-Амкал, предоставление декларации в Верховный Суд о личных доходах президента Республики, начало осуществления национальной программы Рахмы - вызвали большое удовлетворение у граждан и в политических кругах, даже в оппозиционных партиях, однако, политическое противостояние идейных противников всё ещё остаётся реальностью.
Отношения Алжира с соседями носят сложный характер.
В первую очередь, это относится к Марокко, что обусловлено имеющимися между двумя странами территориальными спорами и соперничеством за лидерство в северо-западной части Африки. Однако с середины 1970гг. главным конфликтообразующим элементов в двусторонних отношениях является проблема Западной Сахары. Алжир не признает присоединение этой территории к Марокко и поддерживает право западносахарцев на самоопределение. На юго-западе Алжира продолжают размещаться руководство и военные силы Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары, а также основная масса западносахарских беженцев. За всем этим отчетливо просматривается желание АНДР не допустить усиления Марокко за счет присоединения к королевству богатой природными ресурсами и занимающей важное военно-стратегическое положение территории.
У Алжира и Марокко имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Через марокканскую территорию проходит газопровод Алжир – Западная Европа, в успешной работе которого заинтересованы оба государства. Алжир и Марокко периодически прилагают усилия по нормализации двусторонних отношений, однако этот процесс идет трудно, со сбоями. В целом же, как показывает история алжирско-марокканских отношений,
Сложности имеются и в алжирско-ливийских отношениях. Обе периодически страны выступают с взаимными обвинениями в поддержке действий оппозиционных сил. И хотя в 1995г. было подписано соглашение о проведении демаркации границы между двумя странами, в Триполи по-прежнему не снимают с повестки дня вопрос о претензиях на некоторые участки территории АНДР. Алжир и Тунис смогли разрешить большинство спорных вопросов, в т. ч. территориальных. Две страны реализуют целый ряд совместных экономических проектов.
В 1989г. Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис создали региональную организацию – Союз Арабского Магриба (САМ), в рамках которого страны-участницы намеревались наладить взаимовыгодное сотрудничество, особенно в экономической сфере. Деятельность САМ в значительной степени пробуксовывает. Как видится, возрождение организации невозможно без нормализации марокканско-алжирских отношений.
В конце 1980гг. алжирское руководство провозгласило политику «позитивного добрососедства», направленную на нормализацию отношений с соседними государствами. В ходе ее реализации были достигнуты позитивные результаты, прежде всего в решении спорных пограничных вопросов. Проведена демаркация границ с Нигером, Мали и Мавританией. Алжир оказывает помощь Мали и Нигеру в борьбе с терроризмом.
Одним из важных направлений алжирской внешней политики является развитие отношений со средиземноморскими странами, в т. ч. в рамках организации «Пять плюс пять» (пять членов САМ, Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция). Алжир выступает за поддержание безопасности и стабильности в Западном Средиземноморье, превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества», считая, что участие страны «в новой схеме сотрудничества в Средиземноморье позволит Алжиру быть важной стороной при любом развитии ситуации в сфере политики безопасности в регионе наравне с другими средиземноморскими партнерами».
Алжир критически оценил идею президента Франции Н. Саркози о создании Союза для Средиземноморья, считая ее «слишком расплывчатой» и привязанной к Евросоюзу.