При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.
Необходимо отметить, что любая наука достигает зрелости, т. е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус, который характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм. Социология, минуя стадию монопарадигмального статуса, прошла путь развития от допарадигмального к полипарадигмальному статусу.
Социологические парадигмы обосновывают наличие и значение различных основных элементов социальной реальности. Основным социологическим парадигмам соответствуют и определенные виды социологических теорий. Для лучшего понимания социологических парадигм и, соответственно, теорий, целесообразно начать ознакомление с ними с изучения концепций О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, чьи идеи стали во многом основой парадигм и получили развитие в современной социологии: в структурно-функциональной теории, символическом интеракционизме, феноменологии, этнометодологии, теории социального обмена и других.
Необходимо уделить внимание и русской социологии XIX – начала XX веков, в которой получили развитие, как идеи западной социологии, так и проблематика, актуальная для русского общества. К основным течениям и школам русской социологии того периода относятся органическая, географическая, субъективная школы, марксистская социология, юридическая социология, психологическая социология.
В начале XX века начался творческий путь одного из крупнейших социологов XX века – П. Сорокина, который в 1922 году был вынужден эмигрировать из России в США. Интегральная социология П. Сорокина оказала большое влияние на развитие мировой социологии. К его научному творчеству принадлежит разработка концепций социологии революций, социальной стратификации и мобильности, социокультурной динамики и ряда других.
Изучение социологических парадигм облегчит понимание основных проблем социологии, затрагиваемых в данном курсе.
Литература
Основная: [9, гл. 2, 3, с. 19-119]; [183, Раздел 2, 3, 4, с. 22-277]; [190]; [211]; [36]; [39]; [48]; [101]; [23]; [59]; [136]; [68]; [159]; [188].
Дополнительная: [40]; [65]; [46]; [102]; [66]; [171].
Вопросы для самоконтроля
1. Кто ввел понятие «парадигма» и что оно означает?
2. Какие парадигмы выделяют в современной социологии? Почему в социологической теории одновременно признаются несколько парадигм?
3. Какие основные школы были представлены в зарубежной социологии XIX века, в русской социологии XIX – начала XX веков?
4. Какие социологи относятся к зарубежной социологии второй половины XIX века? Перечислите их основные идеи.
5. Сущность и главные идеи современных социологических теорий:
- символического интеракционизма;
- структурно-функциональной теории;
- феноменологии;
- этнометодологии;
- теории социального обмена;
- структурализма;
- конструктивизма.