Понятие, принципы, стадии и виды правотворчества.Систематизация

В Республике Казахстан активно идет процесс законотворчества, обновления либо создания новых законов и подзаконных нормативных актов.

Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в обществе представляют не только практический, но и теоретический интерес, что обусловливает необходимость постоянного внимания к ним специалистов общей теории права и государства и отраслевых юридических наук.

Законы “появляются на свет” и включаются в действующее законодательство в результате сложной деятельности, которая в самом об­щем виде называется правотворчеством. Правотворчество - это сос­тавная часть более широкого процесса - правообразования. Правообразование - это относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридических норм. Он начинается с анализа социальной ситуации, сознания необходимости ее правового урегули­рования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридичес­кой нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество /законотворчество/ - специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в ре­зультате которой приобретает юридическую силу и вступает в дейст­вие закон.

В. К. Бабаев под правотворчеством понимает деятельность госу­дарственных органов /в случае референдума - всего народа/ и дол­жностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, - это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, пе­реработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество - один из основных элементов механизма правового регулирования обще­ственных отношений.

Главное звено в правотворчестве - принятие законодательным ор­ганом проекта, в результате которого он становится законом - доку­ментом имеющим высшую юридическую силу. Особый характер имеет правотворчество при проведении всенародных референдумов: здесь закон принимается непосредственно народом.

К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юри­дических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нор­мативных правовых актов. Правотворчество представляет собой важней­шее средство управления обществом и непосредственно связана с ти­пом государства, его формой, механизмом и функциями. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нор­мативных правовых актов и становятся положительным правом, то есть правом, существующие в виде законодательства. Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание правотворчества.

Правотворчество - это завершающая стадия формирования права. Через правотворчество правовая система преимущественно оснащает­ся регулятивной энергией.

Правотворчество начинается тогда, когда потребности общест­венного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования выступают компетентные государственные органы. В результате правотворчества накапливающиеся до то­го предпосылки, потребности, интересы, все то, что можно отнести только к возможности и необходимости преобразований в действующей юридической системе, становится действительностью, юридической реальностью, воплощается в правовых нововведениях.

Правотворчество призвано дать концентрированное, “конечное” выражения двум главным составным процессам правообразования: объек­тивно обусловленным требованиям социальной жизни, с одной стороны, и активной, творческой деятельностью компетентных органов по выра­ботке и включению тех или иных норм в действующую правовую систе­му - с другой. Нарушение гармонии, единства этих двух составных влечет за собой просчета в правообразовании и дефекты права.

Любой правотворческий процесс регламентирован правовыми нор­мами и связан с их реализацией в рамках различных по содержанию правотворческих отношений. В его пределах осуществляется правовое регулирование. При этом приводятся в действие все основные элемен­ты правового регулирования /юридические нормы, правоотношения, ак­ты реализации прав и обязанностей/.

Любой правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах, к числу которых можно отнести следующие: законность, демокра­тизм и гласность правотворчества, профессионализм, научный харак­тер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: