Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.
Принципы правотворчества:
1) Демократизм – нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.
2) Законность – правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.
3) Профессионализм – процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы.
4) Научность – правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.
5) Планомерность – процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Гос. Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.
6) Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.
|
|
7) Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
Виды правотврочества:
1. Законотворчество – правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются законы.
2. Делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти по принятию нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;
3. Подзаконное правотворчество – нормотворчество должностных лиц (указы, постановления).
Органы правотворчества:
1) Народ (в процессе проведения референдума)
2) Государственные органы (Гос. Дума, Правительство РФ);
3) Отдельные должностные лица (Президент, министр);
4) Органы местного самоуправления;
5) Общественные организации (например, профсоюзы).