Теоретические проблемы возникновения речи

Существует достаточно много разнообразных теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие речи. Важным вопросом является вопрос является ли речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. С одной стороны, известно, что речь формируется в онтогенезе. Так как у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи.

С другой стороны, существуют факты в пользу врожденного характера речи. Существуют доказательства, что дети с рождения способны различать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одним доказательством является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы и не зависимо от того, где родились и в условиях какой культуры они развивались.

Споры по этой проблеме продолжаются.

Существует ряд теорий, которые пытаются объяснить или описать процесс формирования речи. Среди наиболее известным – теория научения. Согласно этой теории, ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать звукам. Положительное эмоциональное подкрепление ведет к усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление.

Теория специфических задатков, автором которой является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к 1 году и открывают возможность для ускоренного развития речи с 1 года до 3 лет. Данный возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить трудно или вообще невозможно.

Следующая наиболее популярная теория – когнитивная теория Ж.Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от 1 года до 3 лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

Следующая теория рассматривает развитие речи с психолингвистических позиций. С данной точки зрения, процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: