1. Наиболее распространенной в современном мире формой правления является республика (в переводе с латинского'общенародное дело).
Можно выделить следующие основные признаки республики:
• высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом);
• деятельность данных органов ограничена определенным сроком;
• имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Основными видами республик являются:
• президентская;
• парламентская;
• смешанная (парламентско-президентская);
• нетрадиционные виды республик.
3. Сущность президентской республики в том, что среди высших органов
государственной власти ключевое положение занимает фигура прези
дента, который является главой государства и главой правительства.
Можно выделить следующие признаки президентской республики:
• и официальным, и фактическим главой государства является прези
дент;
• президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
|
|
• президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
• президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);
• президент возглавляет правительство;
• правительство ответственно перед президентом;
• президент является верховным главнокомандующим;
• президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
• президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;
• президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);
• президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.
Примеры президентской республики — США, Россия.
4. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов госу
дарственной власти ключевую роль играет парламент, который оказы
вает решающее воздействие на формирование правительства. Прави
тельство ответственно перед парламентом.
Парламентская республика имеет следующие признаки:
• парламент является важнейшим из органов государственной власти;
• правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;
• правительство ответственно перед парламентом;
• фактическим руководителем государства является глава правительства -премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
• в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.
|
|
Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.
5. Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие респуб
лики, где существует баланс полномочий между президентом и парла
ментом.
Основные признаки смешанной (парламентско-президентской республики):
•в стране одновременно имеются "сильный" парламент и "сильный"
президент; • президент избирается в результате всенародного голосования, имеет
широкие полномочия, однако не является главой правительства; и наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра,
также наделенного широкими полномочиями; •и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; •правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия),
и перед президентом (отставка).
Примерами парламентско-президентских (смешанных) республик являются: Франция, Украина.
6. Наряду с парламентской, президентской, смешанной республиками существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся в эту схему) республики.
В качестве примера можно привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны). Отличительными чертами советских республик являлись: •наличие особых органов советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями (то есть официально сосредоточивавших в себе всю полноту власти "вся власть Советам");
• наличие единой соподчиненной иерархии советов "во главе" с Верховным Советом;
•советы не являлись классическими представительными органами и были органами, выражавшими волю трудящихся", то есть непосредственно волю масс, их избравших;
• наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутата);
• отсутствие четкого разделения властей;
• пост президента либо отсутствовал вообще (СССР, Польша, ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и Других государственных органов.
К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским.