ВУЗ как один из ведущих факторов социализации личности студента как специалиста. Адаптация студентов к обучению в высшей школе

Период обучения студента в высшей школе - чрезвычайно важный период социализации его личности:

· на этом этапе завершается социализация личности через систему образования;

· закладываются основы дальнейшей социализации в самостоятельной профессиональной деятельности;

· корректируются жизненные цели, установки на дальнейшее самостоятельное жизненный путь.

«Социализация - процесс, посредством которого культура передает людям свои убеждения, обычаи, привычки и язык».

В студенческом возрасте вовлечены все основные механизмы социализации:

· принятия и усвоения новых социальных ролей - роль студента, будущего специалиста, молодежного лидера и проч.;

· профессионально-ролевая идентификация («Я - студент», «Я - будущий учитель», «Я - перспективный будущий специалист» и др.);

· ориентация на социальные ожидания преподавателей и сокурсников, чтобы достичь желаемого социального статуса в группе;

· сравнение себя с другими студентами и профессионалами;

· внушаемость и конформизм.

Источником социализации студента является не только содержание педагогического процесса в вузе, но и социально-профессиональное его окружение, студенческая группа, СМИ, общественные молодежные объединения и т.п.. Процесс социализации личности будущего специалиста во многом зависит от успешности адаптации студента к условиям нового культурно-образовательной среды.

Адаптация - результат (и процесс) взаимодействия индивида и окружающей среды, что обеспечивает оптимальное его приспособление к жизни и деятельности.

Трудности адаптационного периода связанные с расставанием со школьными друзьями и лишением их поддержки, и понимания; неопределенностью мотивации выбора профессии и недостаточной психологической готовностью к овладению ею; несформированностью системы саморегуляции и самоконтроля за своей деятельностью и поведением и отсутствием повседневного контроля за ними со стороны родителей и преподавателей; поиском оптимального режима труда и отдыха и налаживанием быта; отсутствием навыков самостоятельной учебной работы (неумение работать с источниками информации, конспектировать литературу и т.д.).

Новая социальная ситуация развития студента определяется изменением и закреплением его социального статуса, реализацией его профессиональных намерений, развитием его личности как профессионала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: