Курсовая работа студента 1 года обучения представляет собой теоретический обзор литературы по выбранной теме и не требует эмпирического исследования. Курсовые работы студентов 2-5 курсов являются подготовительным этапом к выпускной квалификационной (дипломной) работе и обязательно должны содержать эмпирическую часть
Курсовая работа на старших курсах может представлять собой:
- научно-исследовательскую разработку — научное исследование, включающее эмпирическое (экспериментальное исследование, обследование) или теоретическое исследование;
- обоснованный и апробированный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики (программу, методику психокоррекции, обучения, тренинга или методическую разработку измерительной, диагностической методики). Исследование должно проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследования могут выступать организации, предприятия, учреждения и т.д..
Обязательное условие для формулировки гипотез: гипотеза должна быть доступна для эмпирической проверки. Формулируется гипотеза исследования, исходя из проблемы и цели исследования. Существует следующие виды гипотез:о наличии явления, о существовании различий, о связи между явлениями, о причинно-следственной связи между явлениями (проверяется только в истинном или факторном эксперименте).
|
|
Во введении должны быть описаны методы исследования, по следующей схеме (Б.Г. Ананьев):
- Организационные методы исследования (сравнительный, лонгитюдный, комплексный метод);
- Эмпирические методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, беседа, архивный, психодиагностический и т.д.);
- Методы обработки данных (качественные: контент – анализ, типологизация, классификация и т.п.; количественные: методы математико-статистической обработки данных и т.д.);
- Интерпретационные методы (структурное, генетическое описание).
Основная часть работы обычно содержат описание организации и этапов исследования, выборки, методов и методик, математико-статистических методов обработки данных, также автор в основной части представляет результаты своего исследования на основе проведенных с испытуемыми: психологического консультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур.
Описание психодиагностической методики должно включать название, авторов, год издания со сведениями о выходных данных публикации методики в списке использованной литературы. Должны быть указаны: диагностическая цель методики, основные шкалы, изучаемые в результате применения методики, алгоритм расчета вторичных показателей (если они есть), краткая характеристика содержания каждой шкалы, ограничения в применении методики. В случае применения малоизвестных методик, в приложении представляют текст методики, название шкал, набор стимульного материала, способы обработки первичных данных, ключи. При адаптации, апробации и самостоятельной разработке методики, описываются выполненные процедуры проверки валидности и надежности методики, ее психометрической стандартизации.
|
|
Описываются способы статистической обработки данных, использованные в работе, и обосновываются цели их применения. Здесь также указываются статистические программы, которые были использованы в процессе обработки.
Далее автор представляет результаты своего исследования на основе проведенных с испытуемыми: психологического консультирования, психодиагностических и психокоррекционных процедур. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов.
В части, посвященной анализу результатов исследования, должна оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.
Этот раздел завершаются интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием практических рекомендаций по их возможному применению.
Каждая из глав заканчивается промежуточными выводами. Их может быть несколько. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы.
Общие выводы (выводы по всей работе) необходимо представить в тексте, как ее самостоятельный раздел, упомянутый в оглавлении.
1. Количество выводов может быть разным, но лучше разделить их на группы по некоторому логическому основанию.
2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.
3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть отражено в выводах.
Ошибочно полагать, что раздел "Выводы" может быть заменен разделом "Заключение". Выводы - это не организационные итоги: "все поставленные в исследовании задачи решены" или "решена часть поставленных задач".
Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, то новое, что получено самим автором. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Например: «В структуре обсуждаемого явления обнаружены такие компоненты…».
Заключение — это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п. Часто в разделе заключения намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальную ценность результатов работы.
В конце заключения можно остановиться на том, чем завершена работа, например: получением научных данных о новых объектах, и процессах, явлениях, закономерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлении; составлением инструкции, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов.
|
|
Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении.
Построение заключения зависит от сложности работы и характера её содержания. В наиболее полном виде оно строится примерно по такому плану:
- утверждение о достижении цели исследования и доказанности;
- доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;
- соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования;
- резюме как кратчайший обзор проделанной работы;
- новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;
- определение научной новизны проделанной работы;
- определение практической значимости проделанной работы.