Образование буржуазной государственности в странах Латинской Америки

Образование независимых государств Латинской Америке. XIX в. был веком бурных революционных потрясений, буржуазных революций, принявших самые разнообразные форы: восстание, гражданская война, национально-освободительное движение. Наиболее общая причина буржуазных революций – потребность устранения феодального строя и его остатков. Задачи, которые призвана была решить буржуазная революция, определялись конкретными причинами той или иной страны. В одних странах важнейшей задачей было решение аграрного вопроса, в других – завоевание национальной независимости, в третьих – национальное объединение страны. Буржуазные революции проявили черты общенационального процесса, призванного создать условия для развития капиталистического строя и передачи власти буржуазии. Однако для решения задач нередко недоставало сил, организованности и натиска, поэтому революционное выступление терпело частичное или полное поражение. И это определяло повторение буржуазных революций, которые решали назревшие задачи поэтапно, как например, во Франции, где с 1789 г. по 1871 гг. произошли четыре революции, и лишь революция 1871 г. покончила с монархическим строем. В первой четверти XIX в. произошла целая серия революций в Европе и Латинской Америке. Колонизация стран Латинской Америки, сопровождавшаяся безудержным насилием и разграблением их богатств метрополиями, вызывала сопротивление коренного населения индейцев, метисов, креолов. Между тем в колониях развивалась, хотя и медленными темпами, промышленность, торговля и формировался господствующий слой помещики, торговцы и священнослужители. Помещики и торговцы возмущались произволом колониальных чиновников, налогами и запретом вести торговые связи с другими странами. Лишенные земли крестьяне являлись поденщиками, облагаемыми тяжелей данью. В колониях не прекращалась борьба коренного населения, а также рабов против колонизаторов. Цели борьбы участников во многом не совпадали, однако стремление сбросить чужеземный гнет объединяло их. В 1810 г. началось массовое движение за освобождение в Мексике, завершившееся в 1821 г. провозглашением самостоятельности государства. Аргентина была освобождена революционными войсками под командованием Хосе Сан-Мартина (1778-1850) в 1816 г. Освободительная война под руководством Симона Боливара (1783-1830) провозгласила независимость Венесуэлы в 1819 г. В 1822 г. от португальского ига освободилась Бразилия, а в 1924 г. сбросила гнет Перу. Итогом освободительных войн первой четверти XIX в. в Латинской Америке стало образование независимых государств. По своему характеру эти войны явились незавершенными буржуазными революциями, которые не разрешили многие стоящие перед ними вопросы, в тем числе земельный. Помещики сохранили огромные поместья и политическую власть. В ряде стран до середины 50-х гг. XIX в. продолжало существовать рабство, а в Бразилии – вплоть до 80-х гг. Все это тормозило капиталистическое развитие стран Латинской Америки, но национально-освободительное движение расширялось.

67. "Новый курс" Ф.Рузвельта.

Разработки институционализма легли в основу программы Ф.Рузвельта (1882-1945 гг.), в разгар «великой депрессии» в 1932 г. одержавшего победу на выборах. К этому времени экономическое положение было чрезвычайным, требовались кардинальные меры по выходу страны из кризиса. Огромные объемы нереализованной продукции, крах банковской системы, безработица опровергали тезисы о способности рынка к саморегуляции. Программа Ф.Рузвельта получила название «Новый курс». Ее принципиальное отличие от предшествующих антикризисных мер было в том, что она базировалась на активном участии государства в экономике. Основные направления «Нового курса» были таковы: Оздоровление банковской и финансовой систем. В марте 1933 г. были закрыты все банки, что позволило прекратить обмен банкнот на золото. В этот период была проведена девальвация доллара, что уменьшило задолженность предпринимателей правительству и усилило экспортные возможности страны. В ходе реформы около 40% старых банков было ликвидировано. Действующим банкам был предоставлен кредит, активизировавший их деятельность. Кроме того, государство ввело страхование вкладов, что способствовало повышению устойчивости банков, снизило волну финансовых спекуляций. Восстановление промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Предпринимателям всех отраслей предлагалось добровольно объединяться в союзы, принимать «кодексы честной конкуренции». В соответствии с разработанными правилами предприятия, входящие в одну отрасль, должны были строго соблюдать установленные объемы производства, оплату труда, продолжительность рабочей недели. Вся промышленность была разделена на 17 групп, в каждой группе между предприятиями распределялись рынки сбыта. Действием кодексов было охвачено 99% промышленности и торговли. Кроме того, осуществлялась фиксация цен – устанавливался уровень цен на товары, ниже которого они опускаться не могли. Организация общественных работ. Целью реализации этого направления было создание новых рабочих мест и устранение безработицы. Рабочие места создавались в сфере муниципального хозяйства, строительства дорог, мостов, аэропортов и т.п. Всего на общественных работах к началу 1934 г. было занято 5 млн. человек, получавших бесплатное питание, жилье и по 1 доллару в день в качестве оплаты. Источником финансирования организации и проведения общественных работ явились предусмотренные законом о восстановлении промышленности специальные налоги, взимаемые с промышленных и торговых предприятий. Восстановление сельского хозяйства. Весной 1933 г. был принят закон о регулировании сельского хозяйства. Для преодоления кризиса перепроизводства государство скупало земли у фермеров и оставляло их неиспользованными; выплачивало премии за сокращение поголовья скота, посевов; предоставляло фермерам кредиты. Совершенствование социальных отношений. В 1935 г. был принят закон о трудовых отношениях, вошедший в историю как закон Вагнера (по имени его автора – сенатора Р.Вагнера). В соответствии с ним рабочим разрешалось создавать профсоюзы, а администрации – запрещалось вмешиваться во внутренние дела профсоюзных организаций. Годом позже был принят закон о социальном обеспечении, согласно которому вводилась пенсия по старости (с 65 лет) и пособия по безработице. Спустя два года был принят закон, регламентирующий продолжительность рабочей недели, запрещавший детский труд и определявший пределы максимальной и минимальной оплаты труда на предприятиях федерального уровня. Реализация «Нового курса» Ф.Рузвельта позволила остановить падение экономики и начать ее медленное восстановление. Государство, используя административные методы регулирования, осуществляло вариант «социального контроля» над экономикой, контроля над бизнесом в общественных интересах. Не случайно Митчелл стал одним из организаторов Комитета национальных ресурсов США, предполагая превратить его в центральный орган государственного регулирования экономики; Коммонс активно сотрудничал с Американской федерацией труда и администрацией президента, разрабатывая пакет социальных законов, а близкие к институционалистам А.Берль и Р.Тагвелл вошли в «мозговой трест» президента Ф.Рузвельта, воплощая на практике идею административного капитализма, упорядочения конкурентной борьбы, поддержания социального мира на основе «коллективных договоров», формирования крупных корпораций, способных в условиях кризиса смягчать остроту депрессии и придавать устойчивость экономике.

68. Распад британской колониальной системы.

В эпоху империализма Великобритания вступила, будучи обладательницей огромной колониальной империи, которая обеспечивала ей монопольные рынки и сферы для вложения капитала. К концу 1913 г. около половины всех английских капиталовложений за границей приходилось на страны Британской империи. Эксплуатация колоний вела к усилению черт паразитизма и загнивания в английской экономике. Стремление английских капиталистов сохранить и расширить Британскую империю оставалось одним из определяющих факторов внешней политики Великобритании. Этой цели служили гонка морских вооружений, рост численности армии и колониальной бюрократии. Британская империя представляла собой сложную политико-экономическую систему, все члены которой были тесно связаны с метрополией и подчинялись ей. Такому положению, помимо прямого политического и военного принуждения, в значительной мере способствовала сложившаяся система хозяйственных связей, которая ставила страны империи в полную зависимость от Великобритании. Несмотря на упорное противодействие метрополии, в странах Британской империи (особенно в переселенческих колониях и Индии) развивалась промышленность, складывались национальная буржуазия и пролетариат, который становился всё более серьёзной силой в политической жизни. Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905–07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. В первые десятилетия 20 века были образованы доминионы Австралийский Союз (1901), Новая Зеландия (1907), Южно-Африканский Союз (1910), Ньюфаундленд (1917). Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 – начале 20 вв. особое значение приобрели англо-германские империалистические противоречия (в т. ч. их колониальное и морское соперничество), сыгравшие главную роль в возникновении 1-й мировой войны 1914–18 гг. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет (пл. 995 тыс. км 2, население свыше 11 млн. чел.), Непал (площадь 140 тыс. км2, население около 5 млн. чел.), Афганистан (площадь 650 тыс. км2, население около 6 млн. чел.) и на отторгнутые от Китая Сянган (Гонконг) с населением 457 тыс. чел. и Вэйхайвэй с населением 147 тыс. чел. 1-я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора (1919). В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. В Британскую империю вошли подмандатные территории Великобритании (Ирак, Палестина, Трансиордания, Танганьика, часть Того и Камеруна), Южно-Африканского Союза (Юго-Западная Африка), Австралийского Союза (часть Новой Гвинеи и прилегающие острова Океании), Новой Зеландии (острова Западного Самоа). Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи (например, государства Аравийского полуострова), на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918–22, 1928–33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. признать независимость Афганистана. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия (без северной части – Ольстера, оставшегося в составе Великобритании); в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком. Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство. Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 г. и так называемый Вестминстерский статут 1931 г. официально признали их полную самостоятельность во внешней и внутренней политике. Но в экономическом отношении доминионы (кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США) в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Британской империи (кроме Канады) вошли в созданный Великобританией в 1931 г. стерлинговый блок. В 1932 г. были заключены Оттавские соглашения, установившие систему имперских преференций (предпочтительных пошлин при торговле между странами и территориями Британской империи). Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами. Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929–33 гг. значительно обострил противоречия внутри Британской империи. В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение. В 1938 г. около 55% общей суммы английских вложений за границей приходилось на страны Британской империи (1945 млн. ф. ст. из 3545 млн. ф. ст.). Великобритания занимала главное место в их внешней торговле. Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах (Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др.). Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов. В самом начале 2-й мировой войны 1939–45 гг. в Британской империи усилились центробежные тенденции. Если Канада, Австралия, Новая Зеландия и ЮАС вступили в войну на стороне метрополии, то Ирландия (Эйре) объявила о своём нейтралитете. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго-Восточной Азии. В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение. Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании. Под давлением мощной антиимпериалистической борьбы Великобритания была вынуждена предоставить независимость Индии (1947); при этом страна была разделена по религиозному признаку на Индию (доминион с 1947, республика с 1950) и Пакистан (доминион с 1947, республика с 1956). На независимый путь развития встали также Бирма и Цейлон (1948). В 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации (с 15 мая 1948) британского мандата на Палестину и о создании на её территории двух самостоятельных государств (арабского и еврейского). Пытаясь остановить борьбу народов за независимость, английские империалисты вели колониальные войны в Малайе, Кении, на Кипре, в Адене, применяли вооружённое насилие в др. колониях. Однако все попытки сохранить колониальную империю потерпели крах. Подавляющее большинство народов колониальной части Британской империи добилось политической независимости. Если в 1945 население английских колоний составляло около 432 млн. чел., то к 1970 – около 10 млн. От английского колониального господства освободились: в 1956 – Судан; в 1957 – Гана (бывшая британская колония Золотой Берег и бывшая британская подопечная территория Того), Малайя (в 1963 вместе с бывшими британскими колониями Сингапур, Саравак и Северное Борнео (Сабах) образовала федерацию Малайзию; Сингапур в 1965 вышел из Федерации); в 1960 – Сомали (бывшая британская колония Сомалиленд и бывшая подопечная территория ООН Сомали, находившаяся под управлением Италии), Кипр, Нигерия (в 1961 в состав федерации Нигерии вошла северная часть подопечной территории ООН Камеруна Брит.; южная часть Камеруна Британского, объединившись с Республикой Камерун, образовала в 1961 федеративную Республику Камерун), в 1961 – Сьерра-Леоне, Кувейт, Танганьика: в 1962 – Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда; в 1963 – Занзибар (в 1964 в результате объединения Танганьики и Занзибара была создана Объединённая Республика Танзания), Кения; в 1964 – Малави (бывшая Ньясаленд), Мальта, Замбия (бывшая Северная Родезия); в 1965 – Гамбия, Мальдивы: в 1966 – Гайана (бывшая Британская Гвиана), Ботсвана (бывшая Бечуаналенд), Лесото (бывшая Басутоленд), Барбадос; в 1967 – бывшая Аден (до 1970 – Народная Республика Южного Йемена; с 1970 – Народная Демократическая Республика Йемен); в 1968 – Маврикий, Свазиленд; в 1970 – Тонга, Фиджи. Были свергнуты проанглийские монархические режимы в Египте (1952) и Ираке (1958). Независимости добились бывшая подопечная территории Новой Зеландии Западная Самоа (1962) и бывшая подопечная территория Австралии, Великобритании и Новой Зеландии Науру (1968). «Старые доминионы» – Канада (в 1949 в её состав вошёл Ньюфаундленд), Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка – окончательно превратились в политически независимые от Великобритании государства.

69.. Развитие государства и права Франции до II мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: