Государство и право Древней Индии. Законы Ману

В древнеиндийских городах-государствах правители раджи гарантировали безопасность внешних границ, одаривали своих подчиненных землей, собирали налог. Совет общины со временем теряет свое значение, превращаясь в паришад — консультирующий раджу орган.

V - IV вв. до н.э. ознаменованы соперничеством между Древнеиндийскими государствами Кошала и Магадха, которое завершилось победой Магадхи (в дальнейшем разгромившим армию Александра Македонского) и образованием государства Маурьев.

Древнеиндийский политический трактат «Артхашастра» определяет империю Маурьев, существовавшую в IV - II в. до н.э., как крупнейшее государство на всем Древнем Востоке. Создателю этого трактата - Каутилье, одному из советников правителя, принадлежат также Законы Ману, созданные во II в. до н.э. В Древнеиндийском царстве существовало сословно - кастовое разделение общества.

Распад родоплеменных отношений, а также многочисленные войны приводили к выделению знати из основной массы населения. Особенностью этого разделения стало не образование классов господин - раб, а появление каст, в основе которых стояло жесткое разделение труда - умственного, материального, духовного, управленческого, производственного. В Законах Ману занятиям всех представителей варн определен наследственный характер.

Различались следующие касты-варны:

брахманы - священнослужители, жрецы, властью которых осуществлялись определенные религиозные ритуалы, церемонии, песнопения;

кшатрии воины, данная каста образовалась в результате военных походов армии в Северную Индию;

вайшии - земледельцы, ремесленники, которые обособились, считая, что кшатрии, будучи захватчиками, имеют полное право на приобретенное богатство, в том числе и пленных, ставших рабами; уплачивали налог — бали на содержание высших каст;

шудры — рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы, отрабатывающие долги; им не разрешалось принимать участие в жертвоприношениях богам, ритуалах — «самскарах».

Однако в дальнейшем имущественная дифференциация не стала совпадать с варновой. Рост городов, торговли приводил к приближению зажиточных ремесленников, купцов к царской власти, они становились советниками правителя по многим экономическим вопросам. В Законах Ману была предпринята попытка предотвратить подобное, в одной из глав говорится, что шудра не должен накапливать богатство, так как, приобретая его, притесняет брахманов.

По Законам Ману обожествлялась царская власть, но не сам царь, что сулило ряд ограничений и обязательств. Основными задачами девараджи (царя) были зашита народа, опека неимущих, калек, сирот и вдов, борьба со стихийными бедствиями, голодом, определены ограничения в налоговых поборах, или «приношении плодов», функция правосудия осуществлялась с помощью брахмана, поставленного самим царем, и трех судей. Судебная коллегия именовалась сабхой. Такая судебная коллегия должна была существовать в каждом административном округе. Специальные суды существовали для уголовных дел по отслеживанию воровства.

Кроме царских существовали и общинные суды. Административный аппарат государства составляли мантирны, махаматры — советники государя. Их миссия была четко распределена, каждому поручался контроль над конкретной отраслью хозяйства. Среди советников был Пурохита — верховный жрец, а также и главнокомандующий армией (сена-пати), имеющей в древнеиндийском государстве немаловажное значение. Армия аналогично обществу имела кастовое разделение. Оружие имели кшатрии, остальным оно выдавалось лишь в период военных действий. Для контроля над целостностью государства воинские формирования находились между населенными пунктами по всей территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: