В качестве основных подходов к сбору информации можно выделить: заказ у консалтинговой(маркетинговой) организации; создание собственной информационной службы; подключение к коллективной информационной системе.
Сбор информации является трудоемкости и требует планового подхода. В плане отражаются:
· способы сбора информации: наблюдение; эксперимент, опрос;
· орудия исследования– анкета или опросный лист, содержащие продуманные, недвусмысленные, четкие, конкретные, располагающиеся в логической последовательности вопросы, ответы на которые могут быть систематизированы и обработаны для достижения цели исследования;
· план выборки, который необходим для выбора представительских групп, располагающих необходимой информацией, от числа которых зависит качество и достоверность информации;
· способы установления контактов с целевой аудиторией: опрос по почте или с использованием средств массовой информации, телефонный опрос, интервью.
Затем с использованием современных методов обработки информации осуществляется анализ собранной информации для того, чтобы извлечь максимум полезных сведений, позволяющих делать определенные выводы и заключения. В системе анализа маркетинговой информации выделяют статистический банк данных, содержащий пакет основных статистических методик и технических приемов обработки информации, и банк моделей, необходимых для оптимизации принимаемых решений.
Результаты исследования обычно предоставляются руководству банка в виде отчета, содержащего анализ данных, выводы и рекомендации по улучшению маркетинговой ситуации. Для наглядности широко используются таблицы, графики, диаграммы, матрицы и т.п.
В современных российских условиях сбор маркетинговой информации является достаточно трудоемким процессом.
Соответствующая инфраструктура пока не развита, а сбор информации собственными силами банка– деятельность дорогостоящая, поэтому многие банки занимаются этим не систематически. Однако не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие современных компьютерных технологий приведет к улучшению ситуации в этой сфере. Владение информацией позволяет воздействовать на рынок, проводить анализ доходности, оценивать потребности и осуществлять контроль.
Воздействие на рынок заключается: в сегментации; выборе обслуживаемой части рынка; оценке привлекательности рынка; корректировке выбора обслуживаемого рынка.
При анализе доходности оценивают: общую доходность банка; отдельные услуги; отдельных клиентов; конкурентное положение. В процессе анализируют оценки потребностей: в персонале; системных ресурсах(технологиях); финансовых ресурсах; качество системы коммуникаций.
Контроль предусматривает: создание системы контроля; разработку системы поощрений и санкций; своевременное проведение реорганизации. Информация позволяет получить представление о клиентах, пользующихся услугами банка; конкурентах, предоставляющих услуги, которые отличаются по качеству и стоимости; доле обслуживаемого рынка, перспективах его расширения или смены и т.д. Информационная база создает условия для выработки соответствующих стратегий.