Структура и основные институты политической системы общества

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, СМИ и др.);

функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы и др.);

коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Большинство современных ученых выделяют четыре основные подсистемы политической системы общества:

1) государство, политические организации, учреждения, объединения;

2) политические отношения;

З) политические и правовые нормы и принципы;

4) политическое сознание и политическая культура.

Каждая из них имеет присущие только ей особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единой политической системы общества.

Ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Оно является первой по времени возникновения политической организацией, и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т. д.

Специфика государства как политической организации состоит в том, что оно формирует организационные рамки всего общества. Оно призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом законным правом применения принуждения. Его решения являются обязательными, носят властный характер.

Иную по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Как политические организации, они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев. Политические партии выступают в качестве связующих звеньев между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством - с другой. Их назначение, основной смысл деятельности заключается в том, чтобы овладеть государственной властью, использовать ее в целях реализации своих представлений об устройстве общества. В данную группу элементов политической системы общества включаются профсоюзы, молодежные, коммерческие и др. организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач. Однако в той или иной форме в определенном объеме им приходится заниматься, участвовать в государственной и общественной деятельности. На этом основании подобного рода организации рассматриваются как элементы структуры политической системы общества. Особенностью структурных элементов политической системы общества является то, что, за исключением государства, они имеют исторически преходящий характер, то есть, появившись и функционируя в составе политической системы на том или ином этапе ее существования, исчерпав свои функции, они уходят из политической жизни общества, а значит, и из его политической системы.

Вторую группу структурных элементов политической системы общества образуют политические отношения. Они складываются в процессе политической деятельности людей, к которой побуждают их собственные политические интересы и потребности, связанные главным образом с решением важнейших задач государственной власти. Политические отношения есть результат многочисленных и разнообразных связей, взаимодействий как социальных общностей людей и отдельных личностей, так и создаваемых ими политических организаций, то есть субъектов политики. В зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы:

1) отношения между классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

2) т.н., вертикальные отношения, которые складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов руководства на социально-экономические, политические и культурные процессы.

3) отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Политические отношения объединяют все составные части политической системы, формируя ее целостный характер, определяя ее сущность, эффективность функционирования, важнейшие направления развития.

Третья группа структурных элементов ПСО ­– это комплекс норм и правил, с помощью которых регулируются политические отношения, деятельность их участников. В состав этой группы элементов входят политические, правовые, этические, моральные нормы и принципы. Наиболее важными являются правовые нормы Конституции, базирующиеся на них законы и другие нормативные акты, за отступление от которых налагаются государственные санкции. Большое значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы, которые создаются общественными организациями и регулируют отношения внутри них. Это прежде всего уставные нормы, программы, декларации, заявления, манифесты, резолюции организаций. Данную группу элементов принято называть регулятивной подсистемой политической системы общества. Необходимо отметить, что сущность и содержание политических и правовых норм и принципов, их особенности зависят от существующего в обществе политического режима – тоталитарного, авторитарного, демократического или какого-либо другого типа.

Наконец, четвертая группа элементов политической системы общества – совокупность взглядов, учений, теорий, представлений, установок, ориентаций, типичных форм поведения, т.е. политическое сознание и политическая культура общества. От их состояния, направленности, уровня зрелости зависят функционирование политической системы общества, пути, средства и методы ее преобразования, осуществление политической власти.

Итак, структура политической системы общества включает в себя как материальные, так и идеальные элементы, которые в своем единстве раскрывают свойства любой политической системы общества как целостного образования.

Политическая система как подсистема более общей социальной системы выполняет специфические функции. Однако они видоизменяются по мере развития историко-политической обстановки и самой политической системы. Выделим основные ее функции:

1) интеграционная функция выражается в объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы;

2) целеполагающая функция состоит в определении целей и задач развития общества;

З) организаторская функция заключается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;

4) регулятивная функция состоит в обеспечении общественного признания политики и власти; в обеспечении политического участия граждан;

5) контролирующая функция – ПСО должна контролировать конфликты интересов разных социальных групп. Эта функция предполагает способность ПСО снимать постоянную социальную напряженность, преодолевать конфликты. Она может быть осуществима только через контроль за распределением ценностей (материальные и духовные ресурсы, политические привилегии, культурные достижения, доступность различных форм образования и досуга). Контроль должен быть дифференцированным, а не всеобщим и уравнительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: