Влияние соглашений о налоговых и таможенных союзах на предпринимательскую активность и инвестиционный климат в странах участницах Европейского Союза, Таможенного союза

Евразийский экономический союз создан как экономическое объединение государств, в котором отменены таможенные и пограничные ограничения на движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В рамках союза будет проводиться согласованная и единая политика, касающаяся ключевых областей экономики. Отныне все ключевые вопросы экономики: транспорт, энергетика, сельское хозяйство или промышленность страны ЕАЭС будут обсуждать и решать вместе. Таким образом, страны-участники ЕАЭС сделают экономику предсказуемой, тем самым, снизят негативные последствия глобальной нестабильности и обеспечат новые механизмы глобального управления.

18 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, которая стала основой Договора о Евразийском экономическом союзе. Декларация включила в себя 5 этапов:

1) этап создания зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами-участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран;

2) этап создания Таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри неё и выработкой уже общей таможенной и внешнеторговой политики;

3) этап создания единого рынка (экономического пространства) (ЕЭП), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри ЕЭП;

4) этап создания экономического союза, в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом;

5) абсолютная экономическая интеграция, в рамках которой наднациональный орган определяет денежную, налоговую, торговую и социальную политику для всех государств-членов.

Де-юре, с 1 января 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза были созданы условия для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения, начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Де-факто, в полной мере интеграционные соглашения о Едином экономическом пространстве, начали работать с июля 2012 года. Именно с этого времени полностью был снят таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль с границ государств-членов ТС.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – экономическая площадка интеграции членов Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана.

Формирование и деятельность ЕЭП, что, немаловажно, осуществляются с учётом норм и правил ВТО, использования интеграционного опыта Европейского союза, поэтапной интеграции.

В ЕЭП предусматривается гармонизация макроэкономической политики в следующих областях: налогообложение и фискальная политика; обменные курсы; процентные ставки; единые правила валютного регулирования.

Особым преимуществом Единого экономического пространства является улучшение условий работы на рынках стран-участниц ЕЭП. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процессов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства учрежден наднациональный орган управления интеграцией – Евразийская экономическая комиссия. К уже созданному Россией и Казахстаном Евразийскому банку развития, в перспективе планируется создать Комиссию по сырьевым ресурсам, Международный евразийский арбитраж, инвестиционный банк ЕАЭС и ряд других структур.

Состав тройки-стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): России, Казахстана и Белоруссии 10 октября 2014 года официально расширился новым полноправным участником – Арменией. Решение об этом было принято на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств в Минске.

Недоверие со стороны инвесторов, политическая неопределенность на Украине и взаимные санкции, вводимые ЕС и Россией, негативно сказываются на объемах торговли – в первом полугодии 2014 г. объем экспорта из ЕС в Россию сократился на 12%, импорта – на 8%.

Именно поэтому, на фоне дипломатических усилий по урегулированию украинского кризиса важно активизировать переговоры о налаживании инвестиционного сотрудничества и о предоставлении взаимных гарантий в сфере энергетики, которая все еще служит стержнем в торговом балансе с Европой. В конечном счете, ЕС и ЕврАзЭС, во избежание эскалации напряженности, придется пойти на ряд взаимных уступок, направленных на снятие противоречий между торговыми и таможенными правилами двух союзов. Именно отсутствие прогресса в этих направлениях пока не позволяет вывести торгово-экономическое сотрудничество между Россией, ЕврАзЭС и ЕС на новый этап и укрепить баланс в Большой Европе.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: