Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790 – 1866) – немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Получил университетское образование, познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Преподавал во Франфурте-на-Майне и других немецких городах в школах и учительских семинариях.
Главный труд «Руководство к образованию немецких учителей»(1835). Издавал также педагогические журналы. Еще при жизни его стали называть «Учитель немецких учителей».
Сформулировал принципы воспитания:
– природосообразности, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника;
– культуросообразности, т.е. учета условий, традиций и условностей среды, где живет и воспитывается человек;
– самодеятельности, т.е. опоры на развитие детской инициативы.
Разработал систему дидактических принципов, развив и методически разработав идею Песталоцци о развивающем обучении.
Много внимания уделял руководящей роли учителя в учебном процессе. Считал, в отличие от Коменского, что хороший учитель важнее хороших учебников и методик: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»