Золотой век литургии (4 век). Христианское богослужение в Римской империи в 4 столетии после Миланского эдикта. Понятие о двух типах богослужения (соборно-приходское богослужение (кафедральный обряд) и монашеское богослужение (монастырский обряд)); их значение в развитии богослужебной традиции. Характеристика основных центров развития богослужения: Иерусалим, Константинополь, Рим.
Христианское богослужение в Римской империи в IV столетии после Миланского эдикта.
28 ноября 313 года, на мосту через Тибр, Максентий потерпел поражение и имп. Константин стал соправителем Ликиния. 30.04.313г. – победа Ликиния над Максимианом. Послание провинциям Палестины Константина возвращало храмам личное имущество.
Акт 321 г. – недостойно совершать юридические действия в почитаемый День Солнца (воскресенье). По всей империи совершались празднества обновления, о чем свид-т Евсевий. В 10 книге он дает описание базилики. В 324 г. Константин побеждает Ликиния и становится единоличным императором. 8.11.324 он был именован царем. 16.01.325г. – указ о соборе в Никее, указавшем на крупные центры церковной жизни (6 канон 1 собора):
|
|
Рим, Александрия, Антиохия, которые имели собственную литургическую традицию. За епископами крупных адм. центров признавались особые права и честь. 7 канон – честь епископу Элии (Иерусалима), входящему в метрополию Кесарии Каппадокийской. 11.05.330 г. произошло освящение новой столицы империи – Константинополя. Акты имп. Феодосия запрещали экклезиологич-ю деятельность еретиков и сектантов.
2 В.С.381 года еще раз определил церковные центры: следующий после Римского есть еп. Константинопольский. 2 канон – об ограничении юрисдикции епископов каждого из 5 диоцезов (гос. областях), сост. префектуру Востока.
Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим: 4 центра входили в префектуру Востока с греческим языком Богослужения. Формируются большие литургические традиции по схеме: центр – периферия. Регулярные поместные соборы не отменяли автономию местных церквей. В 4 столетии появляются не только каталоги римских пап, но и Апостольские постановления.
А. Антиохия – азиатско-сирийская группа
- византийский
- (усл.) армянский
- восточно-сирийская
- халдейский или персидский
- западно-сирийская
- яковиты, маланкарцы
Сохранилось большое количество источников.
Б. Александрия – коптский и эфиопский
В. Рим – формирование латинского, галликанского и миланского обрядов
Г. Галлия и Испания (традиция, близкая к антиохийской): – испанский; обряд св. Иринея.