Изменение и расторжение договора поставки

Одним из последствий неисполнения либо ненадлежащего испол­нения договора поставки при определенных условиях может служить реализация соответственно поставщиком или покупателем прав на односторонний отказ от исполнения договора. Это допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон. К числу таких нарушений ст. 523 ГК относит:

  • со стороны поставщика — неоднократное нарушение сроков постав­ки товаров или поставка товаров ненадлежащего качества с недос­татками, которые не могут быть устранены в приемлемый для по­купателя срок;
  • со стороны покупателя — неоднократное нарушение сроков оплаты товаров или неоднократная невыборка товаров.

При наличии указанных нарушений соответствующая сторона (по­ставщик или покупатель) получает право требовать возмещения убытков, причиненных расторжением или изменением договора (п. 5 ст. 453 ГК).

При этом в соответствии со ст. 524 ГК, если в разумный срок по­сле расторжения договора вследствие нарушения обязательства контр­агентом добросовестная сторона приобретет товары у другого продав­ца по более высокой цене (покупатель) либо продаст товары по более низкой цене (поставщик), чем было предусмотрено договором, она вправе потребовать от контрагента, нарушившего обязательства, воз­мещения убытков в виде разницы между ценой договора и ценой по совершенной взамен него сделке (конкретные убытки).

Указанные убытки могут быть взысканы и в тех случаях, когда сдел­ка взамен расторгнутого договора не совершалась. Для расчета убыт­ков может быть использована текущая цена на соответствующий товар, существовавшая на момент расторжения договора. Под ней понима­ется цена, взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогич­ный товар в месте, где должна быть осуществлена передача товара (аб­страктные убытки).

6. Договор поставки для государственных или муниципальных нужд.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд – разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями Гражданского кодекса РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе».

Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное.

Срок выполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней.

Цена товара - рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ.

Участниками договора этого типа являются:

  • заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);
  • поставщик (в этой роли выступают предприниматели);
  • получатель товара (покупатель).

Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:

  • государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);
  • договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.

В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:

  • определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;
  • выдача заказа на поставку товара заказчику;
  • размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);
  • заключение контракта между поставщиком и заказчиком;
  • направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;
  • заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.

Нарушения, допущенные покупателем:

  • невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;
  • непредставление покупателем отгрузочной накладной;
  • неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.

Особенности ответственности сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
  • ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 Гражданского кодекса;
  • формы ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 15 Гражданского кодекса); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (395, п. 4 ст. 487, ГК): отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Предусматривается повышенная ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (ст. 533 Гражданского кодекса);
  • поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения госконтракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законов), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров (п. 5 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве»).

Особенности содержания договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • заказчик не может отказаться от заключения контракта с поставщиком, когда поставщик принял заказ;
  • заказчик должен возместить убытки, возникшие у поставщика в ходе исполнения им договора, причем в 30-дневный срок;
  • поставщик обязан передавать товар либо заказчику, либо покупателю;
  • покупатель должен платить за поставленный товар в случаях, когда товар поступает непосредственно ему, при этом заказчик является поручителем и несет с покупателем солидарную ответственность по договору (ст. 534 Гражданского кодекса), а если товар поступает заказчику, оплачивать его должен последний.

Государственные или муниципальные нужды - это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд - разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:

§ Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

§ Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;

§ Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;

§ Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы — вступает в действие положение договора поставки, далее положения договора купли-продажи.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

§ покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;

§ договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:

§ предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);

§ порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;

§ государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;

§ законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;

§ споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Когда покупатель и государственный или муниципальный заказчик не совпадают, имеет место и государственный или муниципальный контракт, и договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципального контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.

7. Договор контрактации.

Договор контрактации, являющийся отдельным видом договора купли-продажи, призван регулировать отношения, связанные с за­купками у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фер­мерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельско­хозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 535 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностью данного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.

Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности: нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.

Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы Гражданского кодекса РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы Гражданского кодекса РФ об общих положениях договора купли-продажи.

Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют.

Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам:

  • специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
  • субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;
  • особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
  • на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
  • особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса);
  • законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

Стороны договора контрактации – продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). Продавцом может быть только предприниматель (коллективный или индивидуальный), производящий сельхозпродукцию, а заготовителем – предприниматель (например, торговая организация, завод) или государственный орган. Субъектный состав данного договора является основанием для отнесения этого договора в науке гражданского права к разряду торговых (хозяйственных) договоров.

Предметом договора догвора контрактации могут быть непереработанная продукция (зерно); переработанная продукция (масло); сырье (молоко), т. е. продукция, произведенная в сельхозотрасли (растениеводстве, животноводстве, звероводстве) методами агро– или зоотехники. Она определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  1. зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  2. в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Цель закупок:

  1. последующая переработка или продажа продукции;
  2. помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд»).

Цена договора определяется по правилам договора купли-продажи. Условие о цене не относится к числу существенных условий договора. Срок договора относится к числу существенных условий договора. Форма договора должна быть только письменной.

Порядок заключения договора контрактации и разрешения разногласий аналогичен договору поставки.

Обязанности продавца - произвести продукцию и передать заготовителю в согласованном количестве и ассортименте, предусмотренном договором (ассортимент является существенным условием договора).

Обязанности заготовителя: принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить вывоз; принять сельхозпродукцию в месте нахождения заготовителя, если это предусмотрено договором и продукция соответствует условиям договора и представлена в срок, обусловленный договором; оплатить приобретаемую продукцию полностью либо частично (но с последующей доплатой); возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельхозпродукции по цене, обусловленной договором.

Особенности ответственности сторон:

  1. производитель и заготовитель – государстенный орган, не исполнившие договор совсем либо исполнившие его ненадлежащим образом, освобождаются от гражданско-правовой ответственности, если докажут свою невиновность;
  2. заготовитель-предприниматель отвечает и при отсутствии вины, его освобождает от гражданско-правовой ответственности лишь наличие непреодолимой силы в процессе исполнения договора.

8. Договор энергоснабжения.

Договор энергоснабжения - договор, по которому одна сторона (энергоснабженченская организация) обязуется подавать энергию (или энергоносители) через присоединенную сеть другой стороне (абоненту-потребителю), который обязуется оплачивать ее и обеспечивать установленный режим и безопасность потребления энергии (или энергоносителей).

Договор является правовой формой, оформляющей отношения, связанные с потреблением энергии, и считается разновидностью договора купли-продажи.

Характеристика договора: консенсуальный, возмездный, взаимный, публичный.

Виды договора:

  1. по предмету: договор снабжения газом, электроэнергией, водой, нефтью и нефтепродуктами, тепловой энергией;
  2. по субъектному составу договора: договор энергоснабжения граждан, договор энергоснабжения предприятий;
  3. по другим основаниям: договор о взаимном резервировании энергоснабжения, договор о реверсивных перетоках электроэнергии и др.

Договор регулируется ст. 539–548 Гражданского кодекса, а также специальными нормативными актами:

  • ФЗ «О гос. регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»; «О естественных монополиях»; «Об энергосбережении»;
  • постановлениями Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг и правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» и др.

Особенность правового регулирования: правила об энергоснабжении применяются к договорам о снабжении различными видами энергии и энергоносителями (газом, водой, нефтью и т. д.) в случаях, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Продавец обязан подавать энергию соответствующего качества, обусловленного количества, с соблюдением режима подачи.

Продавец вправе прекратить или ограничить подачу энергии без согласия и предупреждения абонента при ликвидации или предотвращении аварии с последующим уведомлением абонента; требовать оплаты использованной энергии.

Абонент обязан оплачивать принятую энергию; соблюдать режим ее потребления; вести учет потребления энергии; немедленно сообщать энергоснабжающей организации о нарушениях, возникающих при пользовании энергией; обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов, оборудования энергетических сетей в случае, если он является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Абонент вправе изменять количество принимаемой им энергии при условии оплаты ее; использовать энергию в необходимом количестве, если он является гражданином и использует энергию для бытовых нужд; передавать энергию субабоненту с согласия энергоснабжающей организации; прекращать договор в одностороннем порядке.

Сторонами в договоре энергоснабжения являются: продавец энергии и покупатель (потребитель энергии).

В роли продавца выступает энергоснабжающая организация – юридическое лицо в форме акционерного общества, например Мосэнерго, Красноярскэнерго. Структура этих организаций сложная, в состав их входят электростанции различного вида: тепловые, атомные, гидравлические. Организации эти являются коммерческими и действуют на основе лицензии, выданной Министерством топлива и энергетики. Поскольку энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий, они внесены в реестры субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, которые ведут федеральные и региональные энергетические комиссии.

В роли покупателей (потребителей) энергии выступают абоненты и субабоненты. Субабонентом является субъект, энергоустановка которого присоединена к сетям абонента. В качестве покупателей могут выступать физические и юридические лица, среди них выделяют категорию «энергоемких» потребителей, в отношении которых установлены иной тариф и порядок оплаты энергии.

Предметом договора является энергия: электрический ток, пар, горячая вода. Качество ее должно устанавливаться Госстандартом, действующими правилами и условиями договора. Качество электроэнергии характеризуется напряжением и частотой тока, а тепловой – температурой и давлением пара, температурой воды. Количество энергии измеряется в киловаттах и гигакалориях.

Особенности предмета договора:

  • передача предмета договора осуществляется через систему специальных технических средств (проводов, трубопроводов, водопроводов);
  • прием и потребление предмета договора требуют специального оборудования и обеспечения безопасности как самого потребителя, так и окружающих его лиц;
  • наличие специального оборудования является необходимой технической предпосылкой для заключения договора.

Цена договора определяется не сторонами, а тарифами, утвержденными государством, периодически индексируемыми и различающимися в зависимости от того, кто является абонентом. Отпуск электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления. Оплата энергии производится за фактическое потребление в соответствии с данными ее учета.

Срок договора устанавливается лишь в тех договорах, в которых абонентом является юридическое лицо. Правила о сроках установлены в ГК РФ: договор, заключенный на срок, после его истечения продлевается на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит об изменении условий либо о прекращении договора.

Порядок заключения договора и его форма зависят от субъектного состава абонентов и цели использования товара. Так, если абонентом является гражданин, потребляющий энергию, форма договора будет конклюдентная. Если же абонентом является индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо, форма договора должна быть письменная.

9. Договор продажи недвижимости. Особенности продажи жилых помещений.

По договору продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество, а покупатель обязуется принять это имущество по передаточному акту и уплатить за него денежную сумму, определенную сторонами.

Определение договора продажи недвижимости отличается от общего определения договора купли-продажи лишь предметом договора и способом передачи его от собственника к покупателю.

Договор этот впервые выделен в качестве самостоятельного в действующем ГК РФ по причине значительной ценности предмета договора и регулируется только нормами Гражданского кодекса РФ и других кодексов.

Характеристика договора: консенсуальный, возмездный, взаимный.

Предметом договора является недвижимое имущество - имущество, перемещение которого невозможно без нанесения ущерба его назначению. Такое имущество юридически незаменимо.

К недвижимому имуществу относятся (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса):

  • земельные участки;
  • объекты, неразрывно связанные с землей (сооружения, здания, незавершенные строительством объекты, участки недр);
  • суда (воздушные, водные), подлежащие государственной регистрации.
  • космические объекты.

Законом к недвижимому может быть отнесено и другое имущество.

Не могут быть предметом данного договора некоторые виды земель (например, земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства, земельные участки, находящиеся во временном пользовании, земли оздоровительного и историко-культурного значения и др.).

Цена недвижимости является существенным условием договора. Цена недвижимости, находящейся на земельном участке, включает в себя и цену последнего. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса, не применяются.

Сторонами договора продажи недвижимости являются продавец и покупатель. Участниками этого договора могут быть все субъекты гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица, государство (Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования).

На стороне продавца могут выступать лишь субъекты, имеющие на недвижимость либо полное вещное право (право собственности), либо ограниченное вещное право (право хозяйственного ведения или оперативного управления). Положение продавцов, имеющих недвижимое имущество на ограниченном праве, осложняется тем, что они не могут самостоятельно решить вопрос о его продаже, не заручившись согласием собственника (это относится к государственным и муниципальным предприятиям, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения), либо могут продать самостоятельно лишь часть из имущества, которым они владеют, т. е. то, которое ими было куплено на полученные доходы и учтено на отдельном балансе (это относится к учреждениям, имущество которых находится на праве оперативного управления) (п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса).

Аналогичным образом ограничиваются права супругов, продающих недвижимое имущество, находящееся в их общей совместной собственности, т. е. нажитое ими во время брака. При продаже одним из супругов такого имущества необходимо согласие, удостоверенное нотариусом, другого супруга (п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса, п. 3 ст. 35 СК).

В определенных случаях закон ограничивает права акционерных обществ, продающих принадлежащее им недвижимое имущество. Так, при продаже акционерным обществом недвижимого имущества стоимостью от 25 до 50 % общей балансовой стоимости имущества предприятия необходимо соответствующее решение совета директоров этого акционерного общества, а при стоимости недвижимости свыше 50 % балансовой стоимости необходимо решение общего собрания акционеров (ст. 78 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Обязанности продавца недвижимости:

  • передать покупателю право собственности на недвижимость (это право исчезает у продавца с момента регистрации перехода права собственности к покупателю; этот момент может не совпадать с передачей самого имущества);
  • передать покупателю по передаточному акту недвижимое имущество (с момента подписания этого акта риск гибели недвижимого имущества переходит к его покупателю, если иное не предусмотрено договором – п. 2 ст. 556 Гражданского кодекса).

Обязанности покупателя недвижимости (ст. 551 Гражданского кодекса):

  • принять недвижимое имущество по передаточному акту;
  • зарегистрировать переход права собственности.

В случае продажи недвижимого имущества ненадлежащего качества покупатель не имеет права требовать его замены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: