Психология как научная и учебная дисциплина

Наука определяется как деятельность по производству знаний и как форма систематизации знаний. Учебный предмет представляет собой дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины. Важно отметить, что структура научных и уч дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

Уч дисциплина включает в себя 2 компонента: систему знаний и систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. При разработке этих компонентов учитываются следующие факторы:

1. Сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины. Чем больше систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и категорий, которые дискутируются учеными и преподавателями. Неразработанность этих аспектов свидетельствует о недостаточной зрелости науки и методики ее преподавания. В этой связи особенно важно появление соответствующих учебников и учебных пособий.

2. Приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции. Хотя в рамках уч дисциплины препод должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет.

3. Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой преподается психология. Система знаний, включенных в уч дисциплину, и система учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того:

1) преподается ли эта дисциплина в начальной, основной, средней или высшей школе;

2) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном уч заведении;

3) преподается ли она студентам – будущим психологам, педагогам, врачам или же студентам других специальностей.

4. Интересы обучающихся к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения уч дисциплины, препод может уделить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.

5. Знания и способности обучающихся. Препод должен строить уч дисциплину в зависимости от имеющихся у учеников знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, является ли данный уч курс 1ым психологическим курсом для студентов, или они изучали психологию ранее. Уч дисциплина строится по-разному (имеет различный уровень сложности) в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов, понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями.

6. Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений. Усвоение уч дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости от того, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в уч деятельности свои функции.

7. Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности уч дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, конкретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению отдельных тем. Наличие дидактических материалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе преподавателя и возможности студентов по усвоению уч дисциплины.

Все уч дисциплины можно условно разделить на 3 группы:

1) Предметно-центрированные, к которым относятся фундаментальные (общая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, психология развития и др) и прикладные (клиническая, педагогическая психология, психология труда и др);

2) Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи;

3) Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, матстатистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: