Конспект лекций по общей психологии

ЧЕРНОЖУК Ю.Г.

модуль 1//Психология - наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы, с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью.

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

- как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

- как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

- как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

- как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

- как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

- как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

- почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развитияпредмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание, познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической наукисоставляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии. Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические. Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические. Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения:

Вид наблюдения Содержание
Стандартизированное Перед началом процедуры наблюдения определяют что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, понимать, и на этом основании делать правильные выводы.
Свободное Противоположно стандартизованному наблюдению, не имеет предварительно установленных рамок
Внешнее Способ сбора психологической информации о человеке путем прямого внешнего наблюдения за ним
Внутреннее (самонаблюдение) Исследование психических явлений, которые возникают в сознании самого психолога-исследователя или тех, кто проводит исследование по его заданию
Включенное Исследователь является одним из участников процесса, который наблюдается
Невключенное Не предусматривает личного участия наблюдателя в процессе, который исследуется
Фронтальное Наблюдение за группой в целом
Индивидуальное Наблюдение за отдельными членами группы

Способы регистрации данных наблюдения: протокол, записи в дневнике наблюдений.

Условия наблюдения:

1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);

2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;

3. систематичность наблюдения.

Примеры.

Опрос. Этот метод базируется на предположении, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию специально подготовленных, стандартных вопросов.

Анкетирование (письменный опрос) - испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает определенные сведения о себе (возраст, пол, профессия, уровень образования, место работы, семейное положение и т.п.).

Опросник – список письменных вопросов, на которые должен ответить испытуемый. Вопросы могут быть «закрытыми» либо «открытыми».

Закрытые вопросы предусматривают стандартные ответы, из которых испытуемый должен выбрать один (да, нет, не знаю, согласен, не согласен, трудно сказать). Пример: Часто ли вы чувствуете состояние тревоги? (Да, нет, иногда, не знаю).

На открытые вопросы ответ дается в свободной форме. Пример: Расскажите о ситуациях, в которых вы чувствуете состояние тревоги. Встречаются также опросники смешанного типа (часть вопросов «закрытые», часть «открытые»). Пример.

Письменный опрос позволяет охватить сравнительно большое количество испытуемых.

Устный опрос имеет две формы. Первая - беседа. Беседа может проходить в свободной форме. Предварительно определяется только ее тема и основные вопросы, на которые должен ответить испытуемый. Во время беседы возможно изменение темы, появление новых вопросов.

Условия успешной беседы:

1. Установить эмоциональный контакт с испытуемым, поддерживать доброжелательную атмосферу разговора.

2. Избрать, а в случае необходимости, создать для нее неформальные условия.

3. Начинать беседу нужно с темы, которая интересует испытуемого, а затем постепенно перейти к той, которая интересует исследователя.

4. Отдавать преимущество непрямым вопросом.

Примеры беседы.

Вторая форма устного опроса - это интервью. Она отличается от первой тем, что содержание вопросов и их последовательность, жестко регламентированы.

После окончания устного опроса исследователь обязательно записывает его результаты.

Тестирование. Тест (от англ. test - «проба») - набор стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет определить те или другие психологические характеристики испытуемого (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера). Результат тестирования - это в большинстве случаев количественные показатели, которые сравнивают с ранее установленными нормативами.

Виды тестов:

1. Тесты интеллекта (диагностика познавательных процессов, умственных способностей).

2. Личностные вопросники (исследование свойств личности).

3. Проективные методики, которые основываются на гипотезе о том, что любое поведенческое проявление человека является отпечатком (проекцией) его личности. Это совокупность процедур, в которых используются неоднозначные, неопределенные стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Примеры тестов.

Цель тестирования - первичный, предварительный диагноз. Исследователь должен быть специально подготовлен, владеть процедурами математической обработки и психологической интерпретации данных.

Анализ результатов (продуктов) деятельности. Одним из его вариантов является контент-анализ (от англ. content - «содержание»). Во время этой процедуры смысловому анализу по предварительно составленной схеме подвергаются письменные тексты испытуемых (стихотворения, школьные сочинения на свободную тему, записи в личном дневнике, письма и т.п.).

Задача контент-анализа заключается в том, чтобы, выделив в тексте ключевые слова, словосочетания, темы, использование которых свидетельствует о тех, или иных свойствах личности, поставить соответствующий психологический диагноз. Так, постоянное обращение к теме смерти в поэтическом творчестве может свидетельствовать о тайном желании автора покончить счеты с жизнью. Метод экспертных оценок. Экспертами могут быть компетентные лица, которые: а) являются специалистами в какой-либо сфере деятельности (учителя, классные руководители); б) хорошо знают испытуемых (школьников). Эксперты количественно оценивают выраженность того или иного качества (специальные способности: музыкальные, языковые, математические), а исследователь обобщает их оценки и дает им психологическую интерпретацию.

Пример: оценивание музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) по 10 бальной системе. Желательно, чтобы в процедуре оценивания принимало участие не меньше троих экспертов.

Эксперимент. Этот метод предусматривает целенаправленное создание ситуаций, в которых обнаруживаются и могут быть оценены определенные психологические свойства испытуемых.

Виды эксперимента:

1. Естественный эксперимент - организуется и проводится в привычных для испытуемого жизненных условиях. При этом экспериментатор минимально вмешивается в ход событий, пытается наблюдать и фиксировать их в «естественном виде».

Пример: исследование зависимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохранение материала в памяти.

В одной группе школьников знакомят с материалом, который им следует изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

2. Лабораторный эксперимент. Он предусматривает создания искусственных, «нежизненных» условий, в которых возможно как можно лучше исследовать определенное психическое свойство или процесс. Лабораторный эксперимент проходить в специально оборудованных помещениях. Это дает возможность обеспечить максимальный контроль над его ходом и результатами. Пример: эксперимент с целью исследования «сенсорного голода» (долговременной, более или менее полной изоляции человека от информации, предоставляемой процессами восприятия и ощущения). Испытуемого, который находится в специальном, изолированном от информации аппарате погружают в воду.

Постепенно человек начинает чувствовать сенсорный и эмоциональный голод. При этом у него начинает активно работать воображение, возникают яркие образы, потом появляется заторможенность, депрессия, апатия, которая на короткое время сменяются эйфорией, раздражительность. В последующем наблюдаются стойкие нарушения внимания, памяти, мышления, появляются галлюцинации. Подобный эксперимент используется при подготовке специалистов «экстремальных» профессий.

Перечисленные методы психологического исследования следует применять в комплексе, так, чтобы данные, полученные с помощью одних методов, дополнялись и проверялись с помощью других.

В психологии, как и в медицине, действует закон: «Не навреди!», поэтому, проводя психологические исследования (например, для выпускной работы), необходимо соблюдать ряд этических норм.

1. Методы и приемы получения данных, сами данные, рекомендации, которые разработаны на их основании и т.п., не должны нанести психологический либо физический вред испытуемым.

2. Испытуемые должны, насколько возможно, знать о цели и задачах исследования, в котором принимают участие.

3. Не следует сообщать третьим лицам фамилии и имена испытуемых. В тексте выпускной работы следует приводить их только в зашифрованном виде.

4. Нежелательно передавать кому-либо материалы исследования. Исключение могут составить профессиональные психологи, работающие в учебных заведениях или фирмах, на базе которых написана работа.

Основные отрасли психологии

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина Что изучает
Возрастная психология Развитие психики на протяжении всей жизни человека;
Педагогическая психология Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности
Социальная психология Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)
Психология личности Психологические особенности личности
Психогенетика Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека
Дифференциальнаяпсихология Индивидуальные различия в психике
Психодиагностика Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);
Специальнаяпсихология Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и тесно связана с дефектологией
Зоопсихология Психику животных
Музыкальная психология Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов
Психология творчества Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются: психология бизнеса, психология спорта, военная, юридическая, медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.

Тема 2. природа психики. Мозг и психика

Психика возникла как механизм адаптационного поведения живых существ, их стремления эффективно приспособиться к окружающей среде. В процессе филогенеза (изменений психики, которые произошли в ходе биологической эволюции под воздействием условий жизни) возникают и развиваются разные формы психического отражения действительности, которые способствуют более совершенной регуляции поведения и жизнедеятельности. К ним относятся:

1. Чувствительность - способность живых организмов отвечать на раздражения с целью ориентации в среде (сенсорная психика). Признаки предметов (запахи, форма, цвет), нейтральные с точки зрения удовлетворения органических потребностей, могут приобретать сигнальное значение. Пример.

2. Восприятие целостных предметов и предметного мира (перцептивная психика). Пример.

3. Практический интеллект высших животных, Он дает возможность отражать в виде наглядных образов отдельные качества, целостные предметы, предметные ситуации и межпредметные связи. Пример.

4. Практический и абстрактный интеллект человека, который в процессе исторического развития обеспечивает возможность не только отражать, но и преобразовывать действительность, а также самого человека. Пример.

Развитие человеческого интеллекта проходит три фазы.

1. Научение и навыки высших животных. Научение (процесс приобретения индивидуального опыта) опирается на индивидуальную память, которая фиксирует эффективные средства поведения, способствует ее интенсивному развитию. Навыки – это автоматизированные действия, сформированные путем повторения и не требующие сознательной регуляции и контроля отдельных элементов.

2. Переход от животного к человеку. Информационное (сведения) и операционное (действия) содержание памяти накапливается и становится основой для развития мышления. Развиваются умственные операции, способность предусматривать будущее, принимать решение и т.п.

3. Появление абстрактного мышления, которое присущее только человеку. Постепенно мышление перестает обслуживать только практические потребности человека, оно приобретает способность «отрываться» от реальности. Появляется язык, как средство познания и общения, образуется внутренний мир человека, его личность. Развиваются воображение, словесная память, произвольное внимание, воля, а также система знаний, умений и навыков.

Главным органом психики человека и животных является головной мозг. Это орган приобретенных на протяжении жизни форм поведения. Кора его больших полушарий регулирует разные психические функций, но нельзя говорить о локализации определенной функции в определенном ее участке (зоне). Психологические функции (мышление, память, способности и тому подобное) – это функциональные системы, которые реализуются благодаря совместной работе разных зон мозга.

Мозг как саморегулирующаяся система состоит из трех основных блоков. Первый, энергетический, поддерживает тонус мозга; второй – обеспечивает прием, переработку и хранение информации, поступающей от органов чувств; третий отвечает за программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнение результата действий с начальными намерениями. Все три блока принимают участие в психической деятельности человека, в регулировании его поведения. Нарушение работы одного из них приводит к различным нарушениям психики. Так, проблемы в первом блоке вызывают неустойчивость внимания, быструю утомляемость, сонливость, безразличие или сильную обеспокоенность, во втором - дефекты в приеме слуховой, зрительной, тактильной и другой информации, в третьем - сбои в организации поведения и деятельности (целенаправленные действия заменяются инертными стереотипами, бессмысленными повторами движений, не направленных на достижение поставленной цели).

Полушария головного мозга человека имеют определенную специализацию. Наблюдается их функциональная асимметрия - полушариями выполняются разные функции. Левое (логическое) полушарие осуществляет контроль над правой половиной,отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, аналитическую и последовательную обработку информации. Оно способствует формированию внутренне непротиворечивой картины мира. Это полушарие также отвечает за позитивные эмоции. Расстройства в деятельности левого полушария приводят к нарушениям речи, блокируют способность к нормальному общению, а также вызывают серьезные дефекты умственной деятельности.

Правое (эмоциональное) полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, оперирует образной информацией, обрабатывает ее одновременно и целостно. Благодаря синхронному взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают многозначность, которая, с одной стороны, создает условия для творчества, с другой, затрудняет понимание и осознание реальных связей между предметами и явлениями.

Это полушарие руководит навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом и обеспечивает:

- ориентацию в пространстве;

- невербальный, в частности, музыкальный слух;

- невербальную, в частности, музыкальную память;

- эмоциональное восприятие объектов, в частности, музыки.

Это полушарие ответственно за переживание гнева, печали и ряда других негативных эмоций, за критичность отношения человека к себе и к миру в целом.

Оба полушария взаимосвязаны и в определенной мере являются взаимозаменяемыми. Доминирование одного из них, вызванное как врожденными особенностями мозга, так и особенностями воздействия социума, в значительной степени определяет психологические характеристики людей. Пример. Известно, что у библиотекарей лучше развито левое полушарие, а у художников – правое.

Существует определенная зависимость между особенностями работы мозга и половой принадлежностью человека. У женщин прослеживается более тесная, чем у мужчин, связь между полушариями. При этом женщины имеют преимущества в вербальном мышлении, мужчины – математическом и пространственном. Выполняя определенную умственную работу, мужчины, как правило, ограничиваются лишь тем полушарием, которое имеет к ней непосредственное отношение. Женщины же обрабатывают полученную информацию одновременно обоими полушариями мозга.

Вес головного мозга человека в среднем составляет около 1,5 кг. Мозг женщин несколько легче мозга мужчин. Однако, вес как таковой не является показателем умственных способностей (можно вспомнить вес мозга двух великих писателей – И.С.Тургенева и А.Франса: в первом случае он весил 2120 г., во втором 1170 г.). Уровень интеллекта зависит, во-первых, от строения мозга (гениальный А.Ейнштейн в участке, который отвечает за обработку информации, имел на 73% больше мозговых извилин, чем человек в среднем), во-вторых – от особенностей его развития и функционирования, условий воспитания и обучения и т. п.

Тема 3. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. Выделяют первичное сознание - простое осознание внешних и внутренних раздражителей на уровне восприятия, и рефлексивное сознание - осмысление собственных осознанных переживаний и мыслей. Сознание тесно связано со вниманием: для того, чтобы что-либо осознать, необходимо сконцентрировать на этом внимание. В современной психологии выделяют ряд состояний сознания. Это:

1. Бессознательное состояние - регистрируется полное отсутствие познавательных и эмоциональных процессов, отмечаются лишь вегетативные реакции (работает сердце и другие внутренние органы).

2. Сон - состояние, которое предусматривает наличие сновидений, допускает подпороговое (неконтролируемое) восприятие и частичное запоминание содержания сновидений.

3. Ясность сознания - четкое осознание окружающего мира и себя. Осознать какой-либо объект - это включить его в систему своих знаний, назвать его. Сознание тесно связано с речью и волевыми процессами. Оно позволяет осмысливать действительность, ставить цели и выбирать способы их достижение, познавать собственную психику, осуществлять самоконтроль и т.п., Однако, человек не всегда может контролировать поток представлений и образов. В этом случае говорят о «потоке сознания».

Осознание человеком мира не сводится к отображению лишь внешних объектов. Фокус сознания может быть направлен и на самого субъекта, на его собственную деятельность, на его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя получило в психологии название самосознания.

Самосознание - это сложный психический процесс, сущность которого заключается в восприятии человеком образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми. Постепенно эти образы сочетаются в единое, целостное образование – «представление о себе», а затем в понятие «собственного «Я» как субъекта, который отличается от других субъектов.

Самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своей позиции в обществе. Данное осмысление осуществляется с помощью самопознания (получения знаний о себе).

Вторым элементом самосознания является переживание собственного отношения к себе. Знание о себе, соединенное с определенным отношением к себе, составляет самооценку личности.

Различают следующие виды самооценки:

Принцип классификации Виды самооценки
Отдельные стороны личности или личность в целом Глобальная - общая недифференцированная самооценка личности. Пример. Частичная - самооценка отдельных свойств личности. Пример.
Адекватность Адекватная - реальная оценка личностью самой себя. Пример. Неадекватная - нереальная оценка личностью самой себя (завышенная, заниженная). Пример.

Третьим элементом самосознания является регуляция и самоорганизации собственного поведения. Процесс саморегулирования и самоорганизации собственного поведения характеризуется специфической активностью, направленной на соотнесение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов в соответствии с особенностями ситуации общения, межличностного взаимодействия. Функцию коррекции действий или языковых компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля.

Низший уровень психики составляет бессознательное. Это совокупность психических процессов, операций и состояний, которые имеют место, но не осознаются человеком.

Бессознательное представлено:

- в ощущениях (ощущение равновесия);

- в памяти (непроизвольная память, которая автоматически предоставляет материал для мышления, воображения);

- в речи (внутренняя речь) и т.п.

Примеры. Непроизвольное мышление имеет место во время решения творческих задач, неосознаваемые мотивы влияют на направленность и характер поступков человека и т.п.

В бессознательном выделяют:

1. Бессознательные установки, ориентации, мотивы, которые принципиально не могут быть осознаны. Пример.

2. Подсознание - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа. Пример.

3. Предсознание - определенная информация, которая в случае необходимости легко может быть осознана, Пример: последовательность знакомых танцевальных движений.

4. Сверхсознание (высшее бессознательное) - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

Кроме индивидуального (присущее человеку) существуют также коллективное (присущее человечеству) бессознательное, которое содержит определенные формы накопления наследственного опыта развития человечества. Его содержание составляют архетипы (врожденные идеи), которые определяют унаследованные от прошлых поколений образцы поведения, его схемы, а также особенности мышления, чувств. Пример: архетип «тень».

Личностные проявления бессознательного - это качества, интересы, потребности и прочие проявления, которые человек не осознает, поскольку их осознание может привести к внутреннему конфликту. Эти проявления можно наблюдать в повседневной жизни. К ним, в частности принадлежат:

1. Ошибочные действия: психологически значимые обмолвки, описки, ошибки при написании или восприятии слов. Пример.

2. Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, явлений, которые как-то связаны с неприятными переживаниями. Пример.

3. Сновидения (грезы, мечты, бред). Пример.

Соотношения сознания и подсознания в психике человека можно проследить на примере решение творческих задач. Сознание формулирует их условия, подсознание решает их и предоставляет ответы. Сознание, с учетом изначальных условий задачи, проверяет правильность полученных решений. На первом этапе - активно сознание, на втором - подсознание, на завершающем - опять сознание. Пример.

Тема 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Общая характеристика познавательных процессов.

Познавательные процессы (внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку предварительно определять цели, планы, содержание и результаты деятельности, которую он должен выполнить, предусматривать ее ход и последствия, руководить ею. Познавательная (когнитивная сфера) помогает человеку в построении модели мира. В реальном познании все когнитивные процессы объединены, взаимообусловлены, действуют как части механизма, который обеспечивает адаптацию человека к изменениям в окружающей среде.

Степени познания

Выделяют две основных степени познания:

1. Чувственное отражение (ощущения, восприятие, представления), присуще как человеку, так и животным. Но если у человека это начальная форма ориентирования, то у животных – высшая форма.

2. Абстрактно-теоретическое отражение (абстрактное мышление и воображение), присуще только человеку.

Познавательная деятельность начинается с чувственного отражения мира в ощущениях и восприятиях.

Понятие об ощущении

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

В ощущениях человеку открываются цвета и звуки, ароматы и вкус, вес, тепло или холод предметов, которые их окружают. Кроме того ощущения информируют об изменениях в собственном теле (его положении, движении всего тела и отдельных его частей), сигнализируют о нарушениях в деятельности внутренних органов и т.п.

Классификация ощущений

Основания классификации Виды ощущений
По месту расположения раздражителей 1. Экстероцептивные (раздражитель находится вовне) - отображают свойства предметов и явлений окружающей среды. Разделяются на контактные (передают ощущения при непосредственном контакте с раздражителем - тактильные, температурные, вкусовые) и дистантные (передают раздражения от отдаленного объекта - зрительные, слуховые, обонятельные). 2. Интероцептивные (раздражитель находится внутри тела) – отражают состояние внутренних органов и тканей. 3. Проприоцептивные ( раздражитель - в мышцах и/или суставах) - передают информацию о движении и положении тела.
По органам чувств 1. Зрительные. 2. Слуховые. 3. Тактильные (ощущения от прикосновений). 4. Болевые. 5. Кинестетические (информация о положении тела в пространстве). 6. Обонятельные. 7. Вкусовые. 8. Вибрационные. 9. Статические (информация о позах). 10. Органические (информация о самочувствии).

Общие свойства ощущений

Свойство Содержание
Качество Особенность определенного вида ощущений, которая отличает их от других видов (зрительные, слуховые, тактильные и другие). Зависит не только от природы раздражителя, но и от нервно-психического состояния, имеющейся установки, склонности к внушению и тому подобное
Длительность Временная характеристика ощущений. Они возникают через определенное время после начала действия раздражителя, а исчезают через определенное время после его окончания. Пример. Болевые ощущения возникают через 370 миллисекунд после раздражения
Инерция «Последействие» ощущений. Пример. В зрительном анализаторе отдельные кинокадры с определенной скоростью проекции воспринимаются как непрерывное изображение
Пространственная локализация Информирование о местоположении раздражителя во внешней среде (тактильные ощущения) или в организме человека (болевые ощущения). Пример: локализация тактильных ощущений точнее, чем локализация болевых
Интенсивность Характеристика силы (энергии) раздражителя, а также функционального состояния соответствующего органа чувств

Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, которые принимают участие в восприятии, переработке и реагировании на раздражители называется анализатором. Афферентные структурыпередают возбуждение от рецепторов (органических «датчиков», которые находятся на поверхности тела или внутри, воспринимают физические, химические, механические и другие раздражения и превращают их в нервные электрические импульсы) к ЦНС (мозгу). Эфферентные - передают сигналы от ЦНС к периферии тела.

Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя (стимула). Значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает ощущение определенного качества (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.),называется порогом ощущения.

Минимальная сила раздражителя, вызывающая ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности соответствующего анализатора;максимальная сила раздражителя, при которой данное ощущение еще сохраняется – это верхний абсолютный порог. Примеры.

Средние значения абсолютных порогов:

Ощущение Средние значения
Зрение Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от окна
Слух Способность воспринимать тиканье наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, который содержит 8 л воды
Запах Ощущение наличия одной капли духов в помещении из шести комнат
Прикосновение Ощущение поверхностью кожи движения воздуха от падения крыла мухи на расстоянии 1 см

Изменение параметров уже имеющегося ощущения (относительный порог ощущения) - это величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.

По закону Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), если сила раздражителя растет в геометрической прогрессии, то сила ощущения увеличивается в арифметической. Однако, по закону С.Стивенса, который уточнилданные своих предшественников, между раздражителем и ощущением чаще существует степенная связь. Для ощущений разного качества показатель степени изменяется. Пример. Для ощущения света он равняется 0,33; для электрического тока - 3,5. Удвоение яркости света изменяет его видимую яркость всего на 25%, а удвоение силы тока – усиливает ощущение от его удара в 10 раз.

Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом. Значения всех выделенных порогов меняются в процессе адаптации. Они подвержены влиянию множества факторов, включая индивидуальные особенности функционального состояния человека.

Сенсорная адаптация - приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя. Она может быть:

а) негативной - полное или частичное исчезновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: приспособление к прохладной морской воде;

б) позитивной - возникновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: человек видит предметы в темной комнате, приспособившись к темноте.

С адаптацией связаны такие явления как синестезия и сенсибилизация.

Синестезия - возникновение ощущений одного качества (модальности) под воздействием раздражителя специфического для другого. Примеры: звук наряду со слуховыми ощущениями вызывает и зрительные («цветовой слух»).

Пример. У А.Скрябина звук вызывал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. Он отмечал цвета отдельных нот в партитурах. Н.Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый и т.п.

Цвет стен в комнате вызывает тактильные ощущения (тепла – желто-оранжевый или холода – голубой).

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате их взаимодействия (повышение остроты зрения под воздействием музыки) или их тренировки. Пример. Игра на скрипке нуждается в исключительно высоком развитии музыкального слуха исполнителя, потому в среднем у скрипачей он развит несколько лучше, чем у пианистов.

К сенсибилизации также может приводить необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Пример. Повышенное развитие слуха у слабо видящих людей.

Понятие о восприятии.

Восприятие - это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Восприятие, основываясь на ощущениях, которые информируют только об отдельных характеристиках объектов (цвет, звучание, запах), не исчерпывается ими, а отражает предмет в целом. Но целое, при этом, не равняется сумме составляющих, а представляет собой качественно новое образование. Пример. Музыка не является простой суммой разных звуков и не присутствует в каждом из них.

Благодаря своим свойствам, восприятие идентифицирует те или иные предметы, отделяет их от среды, раскрывает их значения и функции.

Свойствавосприятия Содержание
Предметность Разные по качеству ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и т.п.), получаемые от определенного предмета, совмещаются, и полученный результат соотносится с образом предмета, который хранится в памяти (предметный образ). Так человек определяет, с каким именно предметом он имеет дело. Пример. Выделение фигуры на определенном фоне, где фигура - образ предмета, а фон - образ окружающего пространства.
Целостность и структурность Внутренняя взаимосвязь разных частей, а также частей и целого в образе предмета. Даже если изменяются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Пример. Та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Целостность позволяет «достраивать» в уме и адекватно воспринимать определенные предметы даже при отсутствии некоторых элементов. Пример. Круг и две соответствующим образом расположенных точки внутри него могут восприниматься как лицо.
Константность Несмотря на изменение условий наблюдения, образы воспринимаемых предметов остаются неизменными. Пример. Правая ладонь находится на расстоянии вытянутой руки от глаз воспринимающего субъекта, левая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение на сетчатке правой ладони, составляет лишь половину изображения левой.
Осознанность (категориальность) Восприятие предметов и явлений имеет обобщенный характер и тесно связано с имеющимися у воспринимающего субъекта знаниями о них, с тем, как он понимает их сущность, с его мышлением. Каждый предмет отражается в слове-понятии и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, свойственные всем предметам этого класса. Пример. Предмет определенного размера и цвета, который имеет клюв, крылья, помахивает ими и таким образом перемещается в пространстве, будет восприниматься как птица. С увеличением объема знаний, с развитием мышления изменяется и степень осознанности восприятия, расширяются его возможности. Пример: человек, который не знаком с «серьезной» музыкой, может воспринимать произведения современного композитора как набор звуков, а специалист - как мелодию.

Закономерности восприятия

Зависимость восприятия человека от жизненного опыта, особенностей личности, поставленной цели и установки называется апперцепцией. Это проявление субъективности образа. Пример. Профессиональное восприятие: тренер по боксу, может замечать у других людей, прежде всего присутствие либо отсутствие боксерских навыков.

Большую роль в восприятии играют установки (готовность определенным образом воспринимать предмет или действовать по отношению к нему). Они складываются в процессе жизни человека и подсознательно влияют на восприятие и другие познавательные процессы. Пример. Человек, воспитанный на расистской пропаганде, может воспринимать представителей определенных рас как «недочеловеков».

Зрительные иллюзии (искажение восприятия действительности):

- иллюзия цвета - человек выглядит стройнее в одежде черного цвета и более полным - в светлой одежде;

- иллюзия движения - во время поездки в автобусе, кажется, что все предметы движутся нам навстречу;

- иллюзия кино - отдельные картинки (кадры) воспринимаются как единое целое благодаря явлению последействия в анализаторах (предыдущая информация оставляет след).

Механизмы восприятия пространства, размера, направления, времени, движения

1. Восприятие пространства обеспечивается:

а) наличием в мозге специальных клеток-детекторов, которые выделяют в поле зрения необходимые элементы (линии, углы, контрасты и тому подобное);

б) законами (принципами) восприятия:

- близость друг к другу элементов поля зрения: чем ближе эти элементы друг к другу, тем более вероятно, что при восприятии они составят единый образ (пример);

- подобие элементов друг другу: подобные элементы имеют тенденцию к объединению (пример);

- фактор «естественного продолжения»: элементы, которые являются частями знакомых нам фигур, при восприятии объединяются именно в эти фигуры, а не в другие (пример);

- замкнутость: элементы поля зрения стремятся создать целостное, замкнутое изображение (пример);

в) жизненный опыт от перемещения тела человека и отдельных его частей в пространстве.

2. Восприятие времени связано с:

а) «биологическими часами»: ритмом работы сердца и особенностями обмена веществ в организме. Пример. Алкоголь тормозит, а кофеин ускоряет восприятие времени.

б) темпераментом человека. Пример. Меланхолик субъективно воспринимает минуту как минуту, холерик как 0,7, сангвиник - 0,8, флегматик - 1,1 минуты.

в) наполненностью времени определенной деятельностью. Пример. Когда человеку интересна определенная работа, время проходит быстрее и наоборот.

г) настроением человека. Пример. Когда у человека хорошее настроение, время для него проходит быстрее.

3. Восприятие движения зависит от ряда факторов:

а) с помощью специальных нейронов-детекторов устанавливается факт движения;

б) его направление определяется в зависимости от того, как «двигается» изображение на сетчатке глаза;

в) его скорость – в зависимости от скорости этого «движения».

4. Восприятие размера связано с законом константы. При небольших изменениях расстояния до предмета, его размеры изменяется мало, или не изменяется вообще.

Понятие о внимании

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. Внимание имеет селективный характер. На органы чувств человека постоянно влияет множество раздражителей. Внимание позволяет провести отбор наиболее важной информации, которая отвечает его потребностям и интересам; обеспечить осуществление необходимых программ жизнедеятельности, постоянный контроль над их протеканием.

В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет собственного предмета познания, но является необходимым условием успешности познавательной и любой другой деятельности.

Виды внимания

Вид Содержание
Непроизвольное внимание Направленность и сосредоточение сознания человека на объекте в результате спонтанного проявления его особенностей как раздражителя. Наше внимание могут привлекать предметы и явления, которые характеризуются яркостью, интенсивностью проявления, неожиданностью, динамизмом. Однако, этот вид внимания не отличается стойкостью: непроизвольно возникнув, оно так же непроизвольно переключается на другие предметы. Пример: рекламные щиты на обочине дороги.
Произвольное внимание Направленность и сосредоточение сознания, которые обеспечиваются волей человека в соответствии с поставленной им целью. Пример: конспектирование студентами текста лекции. Этот вид внимания может быть весьма эффективным при решении различных познавательных задач. Однако постоянное напряжение, связанное с необходимостью применение волевых усилий, может снижать эффективность деятельности, вызывать усталость. Пример: подготовка студента к практическим занятиям или экзамену по учебной дисциплине, которая его не привлекает.
Послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание В процессе деятельности человек может настолько увлечься ею, что необходимость в волевой регуляции внимания исчезает. Обеспечивая достижение цели, внимание поддерживается непроизвольно. Таким образом, сохраняется целенаправленность действий, но снимается напряженность. Пример: занятие любимым делом.

Все виды внимания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Примеры.

Свойства внимания.

Свойство Содержание
Объем Количество объектов, которые можно охватить вниманием и четко воспринять за ограниченный промежуток времени (0,1 сек.). Средний объем внимания взрослого человека составляет 7 (± 2) объектов (число Миллера), ребенка – 5 (± 2). Пример.
Распределение Человек может одновременно удерживать в зоне внимания несколько объектов, выполнять несколько действий или видов деятельности. Пример: учитель во время объяснения нового материала одновременно разговаривает с учениками, пишет на доске и следит за дисциплиной в классе.
Переключение Произвольное перенесение направленности внимания с одного объекта на другой. Пример: за секунду учитель может 3 – 4 раза переключать внимание на разных учеников.
Концентрация (направленность) Степень и интенсивность сосредоточения на конкретном объекте. Пример: человек увлечен интересным фильмом.
Устойчивость Длительность концентрации внимания на определенном объекте. На фоне устойчивости внимания наблюдаются: а) отвлечение внимания на объекты, которые непосредственно не связаны с выполняемой деятельностью; б) колебание внимания: устойчивость внимания в ходе выполнения деятельности может усиливаться либо ослабевать. Пример: внимательно читая книгу, человек, тем не менее, может пропускать отдельные фрагменты текста.

Внимание можно развивать. Пример. Развитие произвольного внимания дошкольника включает формирование трех основных умений: 1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций (перевод приказа взрослого в самоприказ). 2. Удержание инструкций на протяжении игры или занятия (многократное проговаривание того, что нужно сделать). 3. Навыки самоконтроля (самостоятельное нахождение и исправление ошибок).

Результатом развития внимания является внимательность, т.е. способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять сложные задания и т.п.

Понятие о памяти

Память - это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, составляющей его опыт. Данные процессы называются мнемическими (от греческ «мнемон». – помнящий) В древнегреческой мифологии Мнемозина - богиня памяти, родившая от Зевса муз-покровительниц истории, театра и пр..

Мозг человека может образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Память является отражением тех или иных предметов и явлений, когда они уже не оказывают непосредственного воздействия на органы чувств. От уровня развития памяти зависит успешность поведения и различных видов деятельности человека.

Регулярное использование памяти способствует сохранению накопленного опыта, а неиспользование – его забыванию. Пример: если профессионал длительное время не активизирует профессиональную память, он теряет приобретенные умения и навыки. Причем, чем более высоким было профессиональное мастерство, тем ощутимее будет ощущаться его снижение.

Виды памяти.

Виды памяти, выделенные по разным основаниям:

Принцип классификации Виды памяти
Характер информации, которая запоминается и воспроизводится 1. Двигательная (запоминание и воссоздание собственных движений). 2. Эмоциональная (запоминания и воссоздания собственных эмоций и чувств). 3. Образная (запоминание и воссоздание образов, представлений о предметах и явлениях). 4. Словесно-логическая (запоминание и воссоздание мыслей, понятий, суждений).
Длительность закрепления и сохранения материала 1. Мгновенная (иконическая) (до 1 сек.) позволяет воспринимать и «удерживать» перед глазами картину мира. Пример. 2. Кратковременная (от 1 сек. до 1 мин.) позволяет запоминать и немедленно воссоздавать полученную информацию. Пример. 3. Долговременная (от 1 мин. и дольше) позволяет длительно сохранять и многократно использовать информацию. Пример. 4. Оперативная – «рабочая смесь» кратковременной и долговременной памяти, которая обслуживает умственные действия (операции). Пример: решение математической задачи. Кратковременная память сохраняет условия задачи, результаты предыдущих действий, а из долговременной «заимствуются» формулы и алгоритм решения.
Связь процессов памяти с целями деятельности 1. Непроизвольная (запоминание и воссоздание информации без специально поставленной цели запомнить ее сейчас или вспомнить в будущем). Пример. 2. Произвольная (запоминание и воссоздание информации, когда указанная цель поставлена). Пример.
Осознание (понимание) содержания информации 1. Смысловая (логическая) – запоминание информации, связанное с четким пониманием ее содержания. С новой информацией нужно работать, обобщая, анализируя, связывая логически обработанный материал с имеющимся опытом. Пример. Для того, чтобы запомнить определенный текст нужно понять его содержание, разбить на смысловые куски, соединить их в параграфы, выделить в каждом ключевые слова, установить связи между ними, осознанно воспроизвести и повторить материал. 2. Механическая – не предполагает понимания информации. Информация запоминаюотся благодаря многократному механическому повторению. Психологи доказали, что механическое запоминание в 22 раза менее эффективно, чем логическое. Но иногда и оно может быть полезным. Пример: изучение иностранного языка маленькими детьми.

Процессы памяти

Процес Содержание
Запоминание Закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и связей между ними через взаимодействие новых данных с имеющимся опытом. Различают три формы запоминания: - запечатление – запоминание при однократном предъявлении объекта в течение нескольких секунд. Эффект запечатления усиливается эмоциональным фоном, на котором оно происходит. Пример: жертва видит лицо преступника лишь мгновение, но может запомнить на всю жизнь. - непроизвольное запоминание – не требует специальных усилий, осуществляется автоматически при многократном повторении информации в процессе осуществления определенной деятельности. Пример: во время «разбора» партитуры музыкант может непроизвольный запомнить соответствующее произведение. - произвольное запоминание – дает возможность запомнить именно то, что нужно в данный момент и настолько, чтобы обеспечить выполнение определенного задания. Пример: запоминание содержания конспекта по психологии перед практическим занятием.
Сохранение Процесс сохранения в памяти информации, полученной в процессе приобретения опыта. Пример: сохранение в памяти профессиональных знаний и навыков.
Забывание Процесс противоположный сохранению. Забывание обусловлено торможением условных рефлексов и угасанием следов памяти, которые образовались ранее. Однако, ряд исследований показывают, что информация, вероятно, полностью не стирается из памяти. Трудности могут возникнуть при ее воспроизведении. Наиболее интенсивно забывание происходит в течение 2 суток после запоминания (через 48 часов остается лишь около 20% информации). Поэтому, если информацию требуется сохранить надолго, то после усвоения ее следует несколько раз повторить с определенными промежутками. Первый составляет 15 - 20 минут; второй – 8 - 9 часов; третий - 24 часа.
Воспроизведение   Процесс воссоздание в памяти определенной информации. Различают две формы воспроизведения: - узнавание (отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных объектов при непосредственном его восприятии). Пример: человек видит на улице знакомого и легко узнает его. - припоминание (воспоминание) - воссоздание по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Пример: ученик во время опроса вспоминает содержание предыдущего урока.

Эффекты памяти

Эффект края -начало и конец информации при ее последовательном восприятии запоминается лучше, чем середина. Пример: запоминание ряда цифр.

Эффект направленности на себя - лучше запоминается информация, имеющая прямое отношение к тому, кто запоминает. Пример: знания по наиболее интересным для студента предметам легче запоминаются и лучше сохраняются в памяти.

Типы памяти

Тип памяти обеспечивает более успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации определенного содержания и зависит от особенностей соотношения 1-й и 2-й сигнальных систем, а также условий развития памяти в онтогенезе.

Выделяют следующие типы памяти:

Тип Содержание
Наглядно-образный Доминирует 1-я сигнальная система. Обеспечивает преимущества в запоминании и сохранении образной информации (картины природы, звуки, запахи, вкусы).
Словесно-абстрактный Доминирует 2-я сигнальная система. Обеспечивает преимущества в запоминании и сохранении словесной информации (слова, мысли, высказывания).
Промежуточный Человек приблизительно одинаково запоминает и хранит как образную, так и словесную информацию.

Мнемические свойства личности

Данные свойства характеризуют индивидуальные особенности памяти. К ним, в первую очередь, относятся: уровень развития и продуктивность памяти (объем, скорость, точность и прочность запоминания, продолжительность сохранения, готовность к воспроизведению и т.п.). Примеры.

Факторы, влияющие на продуктивность памяти:

Факторы Содержание
Субъективные Тип запоминания, предыдущий опыт, установка, интерес, состояние организма. Примеры.
Объективные: Обстановка, количество и характер материала (осознанность, связность, понятность, наглядность, ритмичность поступления). Примеры.

Понятие о воображении

Воображение - психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей между известными образами и знаниями. Оно воссоздает образы, соответствующие описанию объекта, создает образы будущего результата деятельности, обеспечивает разработку ее стратегии в неопределенных проблемных[ ситуациях. Вместе с тем, воображение может создавать образы, которые заменяют деятельность, компенсируют ее. Воображение позволяет человеку смотреть на себя «глазами окружающих». Оно является основой творчества.

Виды воображения

Виды воображения, выделенные по разным основаниям:

Принцип классификации Виды воображения
По степени осознанности 1. Непроизвольное (непреднамеренное) - создание неосознанных образов (во сне, в состоянии аффекта, галлюцинаций и т.п.). Пример: сновидения, бред. 2. Произвольное (преднамеренное) - осознанное создание образов. Пример: художественные образы в литературе, музыке, живописи.
По характеру деятельности 1. Репродуктивное (воспроизводящее) - создание образов на основе описания (словесного, числового, формульного, графического, нотного и т.п.). Пример. 2. Творческое (преобразующее) - создание новых, оригинальных образов и идей. Пример.
По степени активности 1. Активное - создания образов, которые воплощаются в жизнь. Может быть воспроизводящим и творческим. Примеры. 2. Пассивное - создания образов, которые не реализуются в практической деятельности или заменяют деятельность. Может быть непроизвольным и произвольным. Примеры.
По уровню обобщенности образов 1. Абстрактное - создание образов высокого уровня обобщенности, схем, символов. Пример. 2. Конкретное - создание простых образов. Пример.
По соотношению образов с реальной действительностью 1. Реалистичное - создание образов, которые отражают реальную действительность. Могут приобретать форму мечты, т.е. образа желаемого будущего. Пример: мечты о будущей профессии. 2. Фантастическое - создание образов оторванных от реальности. Пример: сказочные образы.
По содержанию деятельности 1. Научное - создание образов научных объектов. Пример. 2. Художественное - создание художественных образов. Пример. 3. Техническое - создание образов в техническом творчестве. Пример.

Продуктом творческого воображения является принципиально новый образ. Он создается с помощью разных форм синтеза образов, которые называются приемами воображения. Это:

Прием Содержание
Гиперболизация Использование гиперболы (преувеличение определенного признака или качества предмета, увеличение размеров предмета, количества отдельных его частей) с целью усиления художественного впечатления. Пример: великан, Змей - Горыныч с тремя головами. Противоположностью гиперболы является литота – (приуменьшение определенных признаков или качеств). Пример: Мальчик - с - пальчик, Дюймовочка.
Схематизация Представления об отдельных объектах сливаются, отличия между ними стираются, зато четко проступают черты сходства. Пример: цветочный орнамент.
Типизация Выделения существенного, общего в ряде объектов с его последующим воплощением в конкретном образе. Пример: образ Джеймса Бонда - воплощение типичных черт успешных разведчиков и «суперменов».
Заострение (акцентирование) Подчеркивание в объектах отдельных признаков. Пример: создание дружеских шаржей и карикатур, юмористических и сатирических произведений.
Агглютинация Сочетание разных, обычно не объединяемых качеств, деталей, частей. Пример: мифологические и сказочные образы - Пегас, кентавр, русалка. Используется в техническом творчестве: ручка-часы, сумка-коляска и т.п.
Аналогия Построение образа, похожего на реальный объект, организм, действие. Пример: локатор - аналог органов пространственной ориентации летучих мышей.

Понятие о мышлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: