Оценка товаров в бухгалтерском учете. Выбор учетной цены товара

Понятие и классификация товаров для целей бухгалтерского учета в соответствии с российскими и международными стандартами.

Товарооборот, торговая выручка, себестоимость в торговле, торговая наценка и торговая скидка. Цена товара.

Влияние принципа имущественной обособленности на порядок бухгалтерского учета операций с товарами. Счета для учета товаров.

Оценка товаров в бухгалтерском учете. Выбор учетной цены товара.

Под оценкой товаров понимают выбор цены учетной цены, т.е. цены по которой приходуются и списываются това­ры.

Порядок оценки в бухгалтерском учете товаров определяется общими правилами оценки имущества и обязательств, установленными ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, и зависит от трех факторов:

1) объема прав организации на товары;

2) источника поступления (приобретения) товаров;

3) варианта оценки, выбранного в учетной политике организации.

Прежде всего следует отметить, что действующими нормативными документами правила оценки товаров в бухгалтерском учете установле­ны отдельно для товаров, принадлежащих и не принадлежащих орга­низации на праве собственности.

Относительно товаров, находящихся во владении организации, но не принадлежащих ей на праве собственности, т. е. товаров, находя­щихся на ответственном хранении и полученных по договорам комис­сии (поручения) или агентскому договору, Инструкцией по примене­нию Плана счетов установлено правило, согласно которому они отра­жаются в учете в оценке, указанной в приемо-сдаточных документах.

Наряду с этим п. 14 ПБУ 5/01 «Учет материально-производствен­ных запасов» установлено, что материально-производственные запасы, w принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользованииили распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре. Таким образом, именно договор рассматривается в данном случае как первичный документ, служащий наравне с документами, оформляющими фактическую пере­дачу активов, основанием для бухгалтерской записи.

Суммы оценки передаваемых получателю товаров, указанные в до­говоре и накладной на их передачу, могут не совпадать. Какая из этих сумм в свете предписания п. 14 ПБУ 5/01 должна рассматриваться как основание бухгалтерской записи?

Вопрос этот должен решаться с учетом норм Закона о бухгалтер­ском учете, согласно п. 2 ст. 1 которого объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции. В соответствии с п. 1 ст. 9 данного закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдате­льными документами, которые и служат первичными учетными доку­ментами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Факт заключения организацией договора не является хозяйствен­ной операцией, отражаемой в бухгалтерском учете. Факт хозяйствен­ной жизни - передача имущества оформляется накладной (приемо­сдаточным актом), и, следовательно, именно сумма, указанная в на­кладной, при ее расхождении с оценкой вещей, указанной в договоре, должна служить основанием бухгалтерских записей. Таким образом, с учетом ст. 1 Закона о бухгалтерском учете указанное предписание п. 14 ПБУ 5/01 применимо на практике только в том случае, когда оценка поступивших в организацию товаров, не принадлежащих ей на праве собственности, указанная в договоре, совпадает с оценкой дан­ного имущества в приемо-сдаточных первичных документах, оформля­ющих операцию передачи товаров.

Согласно ст. 11 Закона о бухгалтерском учете и принятым в соответ­ствии с ним нормативным актам Минфина России (в данном случае это в первую очередь ПБУ 5/01) порядок оценки товаров, приобретенных ор­ганизацией в собственность, прежде всего определяется в зависимости от источника их поступления (приобретения). В соответствии с п. 1.1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете оценка товаров, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку; товаров, полученных безвозмездно, — по рыночной стои­мости на дату оприходования. Согласно Инструкции по применению Плана счетов товары, полученные организацией в качестве вклада в уставный капитал, отражаются в учете в оценке согласно договоренно­сти учредителей, т. е. в оценке, равной стоимости доли в уставном капи­тале, полученной учредителем благодаря внесенному товарами вкладу.

Выбор учетной цены товаров. Помимо выбора одного из четырех методов оценки товарно-материальных запасов важнейшим элементом учетной политики торговой организации является выбор учетных цен товаров, т. е. цен их оприходования и списания.

Как было отмечено выше, п. 13 ПБУ 5/01 установлено, что товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организациям, осуществляющим розничную торгов­лю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по про­дажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

В экономически развитых странах в организациях, торгующих в розницу, товары, как правило, учитываются по покупным ценам. Преимуществами такого варианта являются, во-первых, меньшее число записей в учете (не нужно отражать на счетах сумму торговой надбавки на товары) и, во-вторых, что самое главное, максимальное упрощение процедуры переоценки товаров (достаточно на ценнике зачеркнуть ста­рую цену и написать новую без оформления этой операции актом пе­реоценки). Разумеется, такая процедура возможна только в том случае, если товары продаются по цене выше покупной стоимости. Установле­ние продажной цены товаров ниже их покупной стоимости (что бывает крайне редко) требует документального оформления.

Однако в нашей стране в розничной торговле наблюдается обрат­ная картина. В большинстве магазинов товары учитываются по про­дажным ценам. Это объясняется тем, что если учет прихода товаров пс покупным ценам не составляет большого труда, поскольку поступление каждой партии на склад или в магазин оформляется соответствующим документом (товарно-транспортной накладной, счетом-фактурой, заку­почным актом и т. п.), то при учете расхода товаров в розничной торговле возникают определенные затруднения. Дело в том, что в основном при продаже товаров покупателям не выписывают никаких документов, а на сумму покупки на контрольно-кассовой машине кассиром печатается чек, где показывается только стоимость реализованных то варов по продажным ценам. В этих условиях при учете товаров по покупным ценам отсутствует в явном виде информация о стоимости peaлизованных товаров по учетным (покупным) ценам за день. Ее можно получить расчетным путем, используя формулу

Р = Зн + П – 3,

где Р — стоимость реализованных товаров по покупным ценам;

3н и 3 — остатки товаров по покупным ценам соответственно на началои конецдня (на основании данных инвентаризации товаров);

П — стоимость поступивших товаров по покупным ценам (по данным приход­ных документов).

Однако ежедневная инвентаризация товаров требует больших тру­дозатрат и в силу этого нецелесообразна. Проведение инвентаризации возможно только по окончании месяца, что позволяет с помощью вы­шеуказанной формулы определить сумму реализованных товаров по покупным ценам в целом за месяц и соответственно остатки товаров по учетным ценам на 1-е число каждого месяца.

По этим причинам организации розничной торговли предпочитают сложившийся еще в советское время метод учета товаров по продажным ценам. Он позволяет легко определять сумму реализованных товаровпоучетным ценам, поскольку последняя в данном случае есть не что иное, как сумма выручки, поступившей в кассу, которая фиксируется счетчика­ми контрольно-кассовых машин при печатании чеков. При необходимо­сти всегда можно подсчитать учетный остаток товаров на любой момент времени, что немаловажно для организации контроля за их сохранностью.

При учете товаров по покупным ценам проблем с определением сто­имости реализованных товаров по учетным ценам не возникает, в случае если на упаковку, товарные ярлыки или сам товар наносится штриховой код. Он имеет вид вертикальных черточек различной толщины, ниже ко­торых указываются цифры. Таких цифр бывает обычно 13. Первыми дву­мя обозначается страна-изготовитель или продавец продукта, следующи­ми пятью — предприятие-изготовитель, еще пять отводятся под характе­ристику товара (наименование, особенности потребительских свойств, масса, состав и цвет). Последняя цифра считается контрольной.

При поступлении товаров в магазин информация об их наименова­нии, отличительных признаках, количестве и покупной цене посредст­вом сканирующего устройства переносится в память компьютера. В да­льнейшем компьютер фиксирует, какие конкретные товары и в каком количестве были проданы, и на основании этого определяет покупную стоимость реализованных товаров. Информация о выбытии товаров, которое невозможно документально оформить или зафиксировать средствами вычислительной техники (например, вследствие хищения товаров), может быть получена только на основании данных проведенной инвентаризации.

Изложенный выше порядок учета не применяется в отношении тех товаров, на которые по техническим причинам не могут быть нанесены штриховые коды (ручки, карандаши, расчески и т. п.).

В России такая методика учета движения товаров на сегодняшний день применяется главным образом в крупных торговых организациях. При отсутствии в розничной торговле учета расхода товаров по их ви­дам использование продажных цен в качестве учетных в большинстве организаций является вынужденной необходимостью.

Как указывалось выше, в организациях, занятых розничной тор­говлей, товары могут учитываться по покупным или продажным ценам в зависимости от принятой учетной политики. Если товары учитывают по продажным ценам, то возникает необходимость учета разницы меж­ду стоимостью товаров по учетным и покупным ценам. Такая разница представляет собой торговую надбавку и учитывается на счете 42 «Тор­говая наценка», который является регулирующим (контрактным) сче­том по отношению к счету 41 «Товары». Если из сальдо счета 41 вы­честь сальдо счета 42, разность покажет покупную стоимость товаров. Счет 42 «Торговая наценка» не может существовать самостоятельно, он применяется только в сочетании со счетом 41 «Товары» и только при условии учета товаров по продажным ценам.

Стоимость товаров и сумма торговых надбавок напрямую связаны между собой: при увеличении стоимости товаров сумма торговых над­бавок также увеличивается, и наоборот. Это означает, что если вносят­ся записи по счету 41 «Товары», то нужно делать записи и по счету 42 «Торговая наценка». Однако данная взаимосвязь существует только в тех случаях, когда товары поступают со стороны или когда товары полностью выбывают из организации. При перемещении же внутри организации записи по счету 42 делаются только при несовпадении учетных цен на товары структурных подразделений организации, полу­чивших и отпустивших товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: