Технические параметры автомобильных дорог и методы их определения в процессе диагностики

К основным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.

Основными техническими параметрами характеризующими дорогу, являются:

Ø геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

Ø прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;

Ø ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;

Ø состояние земляного полотна;

Ø состояние и работоспособность водоотвода;

Ø габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;

Ø состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости Крсэ, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги Vфmax к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности Vp, принятой в соответствии со

По техническому уровню, эксплуатационному состоянию и организации движения автомобильные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения одиночных автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным (Крсэ >= 1) соответствующей категории, установленной для эксплуатируемой дороги, утвержденной технической документацией. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в таблице.

Участки с Крсэ от 0,5 до 0,75 в неблагоприятные для дорог периоды года требуют усиленного содержания и последующего улучшения, а участки с Крсэ до 0,5 подлежат первоочередной перестройке.

К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км с боковыми глубокими балками и оврагами с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относят участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

Уровень загрузки дороги движением Z определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (N, авт/ч), к пропускной способности (Р, авт/ч). Величина Z не должна превышать значений, приведенных в таблице.

опускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.

Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.

Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий И, коэффициентом аварийности Ка (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов Ка (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более 50%о, а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности Кб. Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов и, Ка и Кб приведены в таблице.

На участках дороги в равнинной и холмистой местности с Ка >= 20, а также на участках дороги в горной местности с разницей Ка между соседними участками более 40%о, или при значениях Кб < 0,6 необходимо выполнение работ по повышению безопасности движения. При ремонте или реконструкции такие участки подлежат переустройству в первую очередь.

При осмотре менее 100% протяженности автомобильных дорог, находящихся в ведении дорожно-эксплуатационной организации или предприятия, оценка эксплуатационного состояния осмотрен­ных автомобильных дорог (сети автомобильных дорог) распростра­няется на всю сеть автомобильных дорог, находящихся на балансе организации или предприятия.

Ведомость дефектов, ведомость оценки конструктивных элемен­тов по видам дефектов, ведомость оценки эксплуатационного со­стояния автомобильной дороги, справка об эксплуатационном со­стоянии автомобильных дорог, находящихся в ведении организа­ции, и акт сезонного осмотра автомобильных дорог, находящихся в ведении дорожно-эксплуатационной организации, оформляются непосредственно при проведении осмотра и подписываются всеми членами комиссии.

Документы сезонных осмотров по каждой организации состав­ляются в необходимом количестве экземпляров и представляются:

1. по республиканским автомобильным дорогам - в РУП «Белдорцентр» в одном экземпляре в срок до 3 дней после завершения осмотра, в соответствующий Автодор – в одном экземпляре в срок до 5 дней после завершения осмотра;

2. представителям других организаций, принимавших участие в работе комиссии по осмотру, - один экземпляр по их требованию непосредственно по завершении осмотра;

3. на основании документов сезонных осмотров, представленных комиссиями по сети автомобильных дорог каждой подведомствен­ной организации, соответствующими Автодорами, РУП «Белдорцентр» и Облдорстроями определяется эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог, находящихся в ведении этих Автодоров и Облдорстроев.

Оценка эксплуатационного состояния сети дорог предприятия и объединения обозначается Эпр и определяется по формуле:

где n – число подведомственных предприятию организаций, в кото­рых проводился осмотр;

Эор – оценка эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог в каждой подведомственной организации;

Lор – протяженность сети осмотренных автомобильных дорог в каждой подведомственной организации.

Сводные результаты сезонных осмотров сети местных автомо­бильных дорог Облдорстрои представляют в РУП «Белдорцентр» в срок не позднее 5 дней после завершения осмотра во всех подве­домственных организациях.

Оценка эксплуатационного состояния сети республиканских и местных автомобильных дорог Республики Беларусь осуществляет­ся аналогично республиканским РУП «Белдорцентр».


4. Интенсивность движения и способы её определения.

Интенсивность движения — количество автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за один час).

Для проведения учёта транспортного потока применяют счётчик-классификатор транспортных средств, включающий:

Ø Микропроцессорный блок, обеспеченный клавиатурой, жидкокристаллическим экраном и устройствами считывания и записи информации, объёмом памяти для хранения информации не менее 200 кбайт, специальным программным обеспечением.

Ø Устройство, выполняющие приём сигнала от транспортных средств, проходящих через поперечное сечение автомобильной дороги, и передачу сигнала микропроцессорному блоку;

Ø Источник питания;

Ø Вспомогательные средства;

Ø Крепёжные элементы детекторов транспорта.

Учёт интенсивности необходимо производить одновременно по каждому направлению движения.

Минимальное время измерения на учётной точке – 4ч. Температура воздуха должна быть не ниже 0оС.

При подготовке к проведению учёта интенсивности необходимо выполнить следующие работы:

- Проверить наличие натяжения в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

- Визуально проверить внешнее состояние дефектов;

- Установить и закрепить детекторы транспорта в соответствии с инструкцией по эксплуатации счётчика;

- Настроить счётчик на требуемую схему учёта интенсивности движения.

При проведении учёта необходимо выполнить следующие операции:

v Активизировать программное обеспечение;

v Зафиксировать дату и время начала измерения интенсивности;

v По окончании измерений проверить и сохранить информацию;


5. Оценка прочности нежестких дорожных одежд

Оценку прочности нежестких дорожных одежд выполняют на основании данных измерения упругого прогиба конструкции: для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием в соответствии с СТБ 1566; для дорожных одежд с гравийным покрытием, оснований и грунтов земляного полотна, в соответствии с СТБ 1501. При оценке прочности дорожных одежд расчетные нагрузки принимаются в соответствии с ТКП 45-3.03-19.

Для измерений упругого прогиба дорожных одежд рекомендуется применять динамические установки, позволяющие проводить измерения прогибов на всей деформируемой площади дорожного покрытия. Прочность конструктивных слоев дорожной одежды при динамическом методе оценивают по модулям упругости.

При применении статического метода измерения упругих прогибов определяется только общий модуль упругости всей конструкции дорожной одежды.

При сетевой диагностике измерение упругих прогибов дорожной одежды выполняют с шагом не более чем 200 метров.

При детальной диагностике измерение упругих выполняется с частотой не более чем через 50 метров, при этом количество измерений на характерном участке должно быть не менее чем в десяти точках. Измерение упругих прогибов выполняют по крайней правой полосе движения.

Оценку прочности нежестких дорожных одежд выполняют по коэффициенту прочности (Кпр), который рассчитывается по формуле

, (6.1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: