Общегосударственный контроль налогов и сборов направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратура), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является контроль налогов и отчислений (например, налоговыми органами).
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
другие формы.
Налоговый контроль в РФ проводится для установления:
правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
правильности исчисления сумм налогов и сборов;
правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.
Проводя налоговый контроль, уполномоченные органы должны руководствоваться принципами законности, планирования мероприятий, соблюдения налоговой тайны, последовательности проведения мероприятий и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий, недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу. Таким образом, организация налогового контроля заключается в определении мероприятий, которые будут проводить уполномоченные лица, осуществляя налоговый контроль.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. К методам налогового контроля можно отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т. д.
В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:
предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.
Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.
В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:
камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.
В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:
налоговый контроль организаций;
налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
налоговый контроль физических лиц.
Также бывает:
комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.
В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:
налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
другие виды налогового контроля.
В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:
сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.
В зависимости от источников получения сведений можно выделить:
документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и других третьих лиц.