Регулируемые другими НПА

Правовую основу лицензирования составляют:

- ст. 49 ГК РФ,

- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

- другие НПА регулирующие деятельность, лицензируемых организаций, не охватываемых вышеназванным ФЗ:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности.

- акты субъектов Российской Федерации

39 Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

ФЗ «о саморегулируемых организациях» регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.

Действие ФЗ «о саморегулируемых организациях» не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса таких саморегулируемых организаций, их деятельностью, а также в связи с осуществлением взаимодействия таких саморегулируемых организаций и их членов, потребителей их услуг (работ), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

40. Понятие, особенности и значение антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство РФ - система нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых инструментов, на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из ФЗ № 135 «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Кроме того антимонопольное законодательство представлено постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ «О защите конкуренции», применяются правила международного договора.

Российское антимонопольное законодательство возникло в начале 90-х годов 20 в. и претерпело значительную эволюцию, итогом которой стало принятие ФЗ от 26.07.2006 г. ¹ 135-ФЗ «О защите конкуренции». Новый закон унифицировал нормы о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках

Основные цели антимонопольного законодательства:

Определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.

Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных.

Правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют гражданско-правовые свойства. Субъекты экономических отношений, действуя в условиях свободы торговли и производства, самостоятельно определяют свою рыночную стратегию. Они используют все возможности свободы договора, определяя содержание соглашений и выбирая контрагентов.

41. Правовые основы ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Закон N 135-ФЗ определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (кроме финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если не будет установлено, что, несмотря на превышение вышеуказанной величины, положение хозяйствующего субъекта не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Условия определения доминирующего положения финансовых корпораций устанавливаются Правительством РФ, кредитных организаций - Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Закон N 135-ФЗ запрещает устанавливать хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, необоснованные монопольно высокие или низкие цены на товары.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом к-х являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отд. покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

Правительству РФ делегированы полномочия устанавливать правила доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленные на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров субъектов естественных монополий. Тем самым защищаются интересы потребителей товаров, производимых предприятиями-монополистами.

42. Правовые основы пресечения недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпр.деятельности, противоречат зак-ву РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации

Выделяются следующие формы недобросовестной конкуренции:
1. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому либо нанести ущерб его деловой репутации;
2. Введение в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении производителей;
3. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
4. Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5. Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну;

6. Приобретение и использование исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ или услуг.

Ст. 51 ФЗ «О защите конкуренции», Лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.

В Закон о защите конкуренции внесены положения, связанные с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Нормы данного закона распространяются на отношения, связанные с объектами исключительных прав, только в случае, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо если приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции (п. 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции).

Оценка экономической эффективности реализации антимонопольных отношений законодательства в части пресечения недобросовестной конкуренции может быть дана в ходе анализа правоприменительной практики. Статистические данные показывают, что основная доля фактов недобросовестной конкуренции связана с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, ненадлежащая реклама — это наиболее распространенный инструмент недобросовестной конкуренции. Эффективность антимонопольного регулирования в части пресечения недобросовестной конкуренции, в основном, связана с совершенствованием мер административной ответственности за недобросовестную конкуренцию.

43. Правовые основы зашиты конкуренции на рынке финансовых услуг.

Состоянию конкурентной среды на финансовых рынках уделяется большое внимание, так как важна реализация конституционного принципа "единство экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг". Ранее действовал самостоятельный нормативно-правовой акт, который был направлен на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг (ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"). Сегодня действует общий нормативно-правовой – ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

ФЗ "О защите конкуренции" относит к финансовым услугам банковскую, страховую, услугу на рынке ценных бумаг, услугу по договору лизинга, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Правительством России в целях осуществления антимонопольного контроля по согласованию с ЦБ России установлены величины активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке. Поэтому для кредитных организаций установлены лимиты, при превышении которых требуется получение предварительного согласия ФАС:

- при слиянии или присоединении кредитных организаций суммарная стоимость активов по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату превышает 10 млрд руб.;

- при внесении акций (долей) и (или) имущества кредитной организации в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации стоимость активов по последнему балансу превышает 3 млрд руб.

Аналогичный порог установлен в отношении сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации.

Кредитная организация должна уведомлять ФАС о своем создании в результате слияния, а также о присоединении к ней другой финансовой организации не позднее чем через 45 дней после даты слияния (присоединения), если стоимость ее активов не превышает 10 млрд руб.

Величина активов кредитной организации, приобретаемых лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок, при превышении которой требуется получение предварительного согласия ФАС, установлена в таких же размерах, как и для финансовых организаций.

Одним из главных направлений по защите конкуренции является борьба со злоупотреблением доминирующим положением на рынке финансовых услуг, и ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" напрямую запрещает действия, и бездействие занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которые не допускают, ограничивают, устраняют конкуренцию и (или) ущемляют интересы других субъектов. Учитывая специфику функционирования финансовых рынков, для финансовых организаций установлены отдельные правила по определению и установлению доминирующего положения, что делается в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений таким положением.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации и правила установления такого положения закреплены Постановлением Правительства РФ N 359. Условия признания доминирующим положения кредитной организации и правила установления такого положения закреплены Постановлением Правительства РФ N 409. Доминирующим признается положение финансовой организации:

ее доля превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ.

доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени увеличивается и (или) неизменно превышает 10% на единственном в стране товарном рынке либо 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках.

44. Естественные монополии - правовая характеристика.

Е.м. – состояние товарнго рынка при котором удовлетворение спроса на рынке происходит в отсутствие конкуренции, в силу определенных причин технологического производства, товары – уникальные.

Правовое регулирование Е.м. осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие Е.м.

Субъектом Е.м. является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях Е.м. Указанным ФЗ регулируется деятельность субъектов Е.м. в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существуют и иные сферы, которым присущи признаки Е.м., например водоснабжение и услуги канализации. Однако они не включены в перечень в связи с тем, что по Конституции РФ не относятся к федеральной компетенции.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов Е.м. образуются федеральные органы исполнительной власти. ФЗ "О естественных монополиях" является частью антимонопольного законодательства РФ.

Соответственно весьма схож круг методов государственного контроля и регулирования деятельности субъектов монополий, с той лишь разницей, что в отношении Е.м. не предусматриваются мероприятия по демонополизации. Среди основных методов - контроль за перераспределением собственности субъектов Е.м., слияниями, разделениями, инвестиционной политикой; обеспечение прав потребителей, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Размеры цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов Е.м. регламентируются Указом Президента РФ от 17 октября 1996 г. № 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий" и созданию условий для стабилизации работы промышленности". постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г, № 997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополии",постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и др.

Субъекты Е.м. не вправе отказываться от заключения договора с потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование по ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у субъекта Е.м. возможности произвести (реализовать) такие товары. Эта норма является отступлением от принципа свободы договора, предусмотренного ст. 421 ГК РФ, однако сам ГК РФ допускает возможность такого отступления в случаях, установленных законом.

ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает систему административных штрафов, налагаемых на субъектов Е.м. и их руководителей государственным органом, регулирующим Е.м.. за превышение цен, нарушение предписаний регулирующих Е.м. органов, непредоставление этим органам необходимой информации или предоставление недостоверной информации. Административной ответственности подлежат и должностные лица гос.органов и органов МСУ, допустившие нарушение законодательства о Е.м. Другой вид ответственности субъектов Е.м. - возмещение потребителю причиненных убытков (гражданско-правовая ответственность). Кроме того, субъект Е.м. обязан перечислить в гос. бюджет всю прибыль, полученную в результате нарушения названного ФЗ.

Органами гос. регулирования Е.м. являются соответствующие федеральные службы. Так, Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, регулирующая вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии; Указом от 25 января 1996 г. № 96 - Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи, а Указом от 26 февраля 1996 г. № 276 - Федеральная служба РФ по регулированию Е.м. на транспорте (ФСЕМТ РФ). Права, полномочия и обязанности данных Служб установлены ФЗ "О естественных монополиях", а также положениями о каждой из них, утвержденными названными Указами.

45. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.

Банкротство является процедурой, в ходе которой компания-должник признается несостоятельной. Данное мероприятие сопровождается принятием решения о том, что должник не в силах рассчитаться по собственным долгам и признается банкротом. После этого происходит ликвидация предприятия. Вышеперечисленные процедуры осуществляются согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Процесс требует рассмотрения в судебном порядке.

Первостепенное значение процесса состоит в том, что владельцы предприятия-должника утрачивают, а противная сторона получает возможность контроля над активами должника и распоряжения имуществом ставшего банкротом предпринимателя. В этом случае хозяйственная судебная инстанция назначает ликвидатора, который получает возможность управления должником, включая расчет с его кредиторами, посредством реализации имущества обанкротившейся компании или же путем проведения комплекса особенных мероприятий, которые направлены на восстановление платежеспособности должника.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но и в некоторых других НПА.

Основанием системы правового регулирования несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса РФ о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65); ГК РФ не включает в себя норм, регламентирующих несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, однако отсутствие позитивного регулирования данных правоотношений не означает запрета на осуществление такого регулирования другими федеральными законами.

Круг содержащихся в ГК РФ правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) участников имущественного оборота, не исчерпывается названными статьями. К числу таких норм, непосредственно регламентирующих эти правоотношения, должны быть отнесены положения о том, что в случаях, когда стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия) либо действующего в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 ГК, т.е. путем признания его банкротом (п.4 ст.61); об очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, поскольку в соответствии со ст.65 ГК при несостоятельности (банкротстве) юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной ГК на случай ликвидации юридических лиц (ст.64); о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства (п.3 ст.56, п.2 ст.105) и некоторые другие.

Кроме того, многие нормы ГК РФ, хоть и не затрагивающие непосредственно вопросы банкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевых вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц. Это положения, регулирующие, например, организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и иные вещные права; обязательственные правоотношения; вопросы ответственности за нарушения обязательств; порядок заключения, изменения и расторжения договоров и другие.

Говоря о правовом регулировании процедуры банкротства нужно отметить, что Закон о банкротстве (пп.5 - 7 ст.1) определяет соотношение содержащихся в нем норм и положений международного частного права.

Основополагающие принципы соотношения внутреннего законодательства и международного частного права установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (ст.7).

Специфической чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включение в него наряду с материально-правовыми нормами большого числа норм, относящихся к процессуальному законодательству. Дело в том, что в соответствии со ст.143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Принимая во внимание значительное своеобразие такой категории дел как дела о несостоятельности (банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое число норм, регламентирующих порядок их разрешения арбитражным судом. Основная часть специальных правил, посвященных порядку рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), сосредоточена в главе III Закона о банкротстве "Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде" (ст.28 - 55). Однако круг процессуальных правил этим не исчерпывается в тексте Закона, в других его главах имеется немало иных процессуальных норм, регламентирующих действия арбитражного суда и участников дела о банкротстве применительно к отдельным процедурам несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормы применяется в приоритетном по отношению к правилам, помещенным в главе III Закона о банкротстве, порядке.

Существенными особенностями отличается правовое регулирование несостоятельности (банкротства) банков и иных кредитных организаций. Закон о банкротстве включает лишь основные принципиальные положения о банкротстве этой категории должников, а в остальном отсылает к специальному закону - Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.99 № 40-ФЗ, нормы которого должны применяться в приоритетном порядке. Говоря о правовом регулировании банкротства, отметим, что законодатель посчитал необходимым в целях обеспечения прав и законных интересов граждан придать положениям о несостоятельности (банкротстве) граждан особое значение по отношению к иным федеральным законам: если федеральные законы, принятые после введения в действие Закона о банкротстве, будут изменять правовое регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан, их применение будет возможным только после внесения соответствующих изменений в текст Закона о банкротстве.

Помимо вышеназванных законов к правоотношениям по несостоятельности (банкротству) применяются и нормы иных кодифицированных актов и законов. Среди них можно выделить: ст. 195-197 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за Неправомерные действия при банкротстве; Преднамеренное банкротство; Фиктивное банкротство; Арбитражно-процессуальный кодекс, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.

Кроме того, нормы о банкротстве содержатся и в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах"; Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

46. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).

Понятие несостоятельности соотносится с понятиями неплатежеспособности и банкротства. Неплатежеспособность может быть вызвана разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.

Относительная неплатежеспособность означает, что при удовлетворительной структуре баланса лица (пассив не превышает актива) оно временно не обладает достаточными средствами платежа. Конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.

Абсолютная неплатежеспособность имеет место, когда лицо при обычном ведении дел не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил, например, при неудовлетворительной структуре баланса. Абсолютная неплатежеспособность лица, удостоверенная арбитражным судом, называется несостоятельностью.

Современное российское законодательство не дифференцирует понятия "несостоятельность" и "банкротство", они используются как синонимы.

Несостоятельность (банкротство) означает исключительно признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательный платежей (ст. 2).

Критерии несостоятельности. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей действует принцип неплатежеспособности, т.е. анализируются встречные денежные потоки. Применительно к гражданам используется принцип неоплатности (учитывается соотношение суммы обязательств и стоимости имущества).

Остались прежними основанные на указанных критериях признаки банкротства (ст. 3 ФЗ). Если в роли должника выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, такой субъект считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение 3 месяцев с наступления даты их исполнения. Для признания банкротом должника-гражданина необходимо также, чтобы сумма кредиторской задолженности и (или) задолженности по обязательным платежам превысила стоимость принадлежащего ему имущества.

47. Субъектный состав правоотношений, связанных с банкротством.

Субъектами отношений, возникающих в связи с банкротством должника, являются должник, кредиторы, арбитражные управляющие и ряд других лиц.

Круг лиц-должников, которые могут быть признаны банкротами, определен непосредственно в ГК РФ, Законе о банкротстве:

1) ИП, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

2) юридические лица, кроме казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации.

Кредиторы - понятие, охватывающее всех лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Закон о банкротстве выделяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы - гражданско-правовые кредиторы по денежным обязательствам (к ним не относятся кредиторы с требованиями о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда, о выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по требованиям, вытекающим из такого участия.)

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исп.власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Закон о банкротстве детально регламентирует правила созыва и проведения собрания кредиторов, принятия решений на нем. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Каждый из них обладает числом голосов, пропорциональным размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований.

В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представители работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов.

Собрание кредиторов имеет исключительную компетенцию, вопросы которой не могут быть переданы для решения иным лицам или органам. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании кредиторов. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов кумулятивным голосованием из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства; представляет интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего; реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия. Если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, решение об образовании комитета кредиторов может не приниматься.

Количественный состав комитета кредиторов не может быть менее 3 и более 11 человек. При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов.

Арбитражный управляющий под контролем собрания (комитета) кредиторов, СРО, регулирующего органа и арбитражного суда реализует цели процедур банкротства.

Арбитражные управляющие отбираются на конкурсной основе и утверждаются (назначаются) арбитражным судом. Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который зарегистрирован в качестве ИП, имеет высшее образование, стаж руководящей работы не менее 2 лет, сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеет судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Арбитражным управляющим не может быть лицо, заинтересованное в отношении должника или кредиторов.

Особое место в деле о банкротстве занимает арбитражный суд, который, оказывает большое влияние на ход производства по делу о банкротстве, возбуждая и прекращая его, удовлетворяя и отклоняя ходатайства лиц, участвующих в деле, вынося соответствующие судебные акты, тем самым контролируя законность и обоснованность деятельности должника, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов, иных лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

48. Правовое положение арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий (в зависимости от процедуры банкротства - временный, административный, внешний или конкурсный) - это гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

К кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются два вида требований: обязательные, несоответствие которым влечет для лица невозможность заниматься арбитражным управлением, и факультативные, выдвигаемые конкурсными кредиторами, уполномоченными госорганами или собранием кредиторов и предусматривающие дополнительные требования. Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который:

- зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

- имеет высшее образование;

- имеет стаж руководящей работы не менее 2 лет в совокупности (работа в качестве руководителя юр.лица или его заместителя, деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника);

- сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- прошел стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

- не имеет судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- является членом одной из саморегулируемых организаций.

Перечень дополнительных требований является исчерпывающим. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) могут заявить о наличии у кандидата высшего юр., эконом. образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, а также опр.стажа работы на должностях руководителей организаций в конкретной отрасли экономики и установить количество проведенных им процедур банкротства.

Арбитражный суд не может утвердить в качестве арбитражного управляющего лицо:

- которое является заинтересованным по отношению к должнику, кредиторам;

- в отношении которого введена процедура банкротства;

- которое не возместило убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

- которое дисквалифицировано или лишено в порядке, установленном ФЗ, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предприним. деятельность по управлению юр.лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

- которое не имеет заключенных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Данный договор признается формой финансового обеспечения ответственности управляющего и должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма не может быть менее чем 3 млн. рублей. Кроме того, уже назначенный управляющий в течение 10 дней с момента его утверждения судом должен застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.

Если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим гос.тайну, арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск. В этом случае лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, будет представитель ФСБ.

Арбитражный управляющий имеет право:

- созывать собрание и комитет кредиторов;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

- получать вознаграждение;

- привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника;

- подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Арбитражный управляющий обязан:

- принимать меры по защите имущества должника;

- анализировать финансовое состояние должника;

- анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

- вести реестр требований кредиторов;

- предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение 3 дней с даты поступления требования;

- возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении убытков;

- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

- осуществлять иные установленные Законом о банкротстве функции.

За осуществление своих полномочий арбитражный управляющий получает установленное кредитором (собранием кредиторов) и утвержденное судом ежемесячное вознаграждение, которое не может быть менее 10 тыс. рублей. Верхний предел не установлен. Выплата доп.вознаграждения возможна за счет средств кредиторов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей является основанием для отстранения управляющего арбитражным судом.

Арбитражный управляющий, причинивший убытки, обязан их возместить в полном объеме. Если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, к нему применяются все меры ответственности.

В зависимости от процедуры банкротства должник, кредитор, уполномоченный орган, собрание кредиторов называют арбитражному суду СРО, из числа членов которой предстоит утвердить управляющего. Суд направляет в названную организацию определение о введении конкретной процедуры банкротства с указанием предъявленных к кандидату доп.требований.

Заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие и в наиб.степени удовлетворяющих требованиям. В списке должны быть указаны 3 кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия предъявленным требованиям, а при равном соответствии - с учетом профессиональных качеств.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе безмотивно отвести по одной кандидатуре управляющих, указанных в списке. Оставшаяся кандидатура утверждается судом. Если отводы не были заявлены и в списке значится более одной фамилии, суд назначает кандидатуру, занимающую в списке более высокую позицию.

49. Понятие процедур, применяемых в деле о банкротстве. Разбирательство дел о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает множественность процедур, которые могут применяться к должникам в зависимости от их экономического положения, правового статуса, возможности восстановления платежеспособности и других обстоятельств.

К должнику – юр.лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, могут применяться следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника). Применительно к отдельным категориям должников - юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых, стратегических организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, субъектов естественных монополий) эти процедуры применяются с особенностями.

К должнику-гражданину применимы только некоторые из названных процедур: конкурсное производство, мировое соглашение и упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника. Применительно к индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам указанные процедуры могут иметь особенности. К крестьянским (фермерским) хозяйствам применимы процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Каждая процедура банкротства имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Цели процедур банкротства (кроме мирового соглашения, которое заключается в рамках производства по делу о банкротстве, но исполняется после его прекращения) реализуются арбитражными управляющими (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) под контролем собрания (комитета) кредиторов, СРО, регулирующего органа и арбитражного суда. Характеризуя процедуры, необходимо отметить следующее:

- Закон о банкротстве употребляет термин "процедуры банкротства" условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, а также его упрощенные разновидности: процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника. Эти процедуры являются процедурами банкротства, так как применяются к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, не признанному банкротом;

- в Законе о банкротстве отдается предпочтение реабилитационным процедурам (финансовому оздоровлению и внешнему управлению) перед ликвидационной процедурой конкурсного производства. Это следует из положений Закона, в соответствии с которыми решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления. Иначе говоря, если имеются основания для введения реабилитационных процедур, то, несмотря на наличие признаков банкротства, в отношении должника должна быть применена не процедура принудительной ликвидации (конкурсное производство), а реабилитационная процедура. Такая целевая установка законодателя исходя из судебной практики не оправдывает себя, поскольку в абсолютном большинстве случаев процедура внешнего управления не приводит к восстановлению платежеспособности: после значительных затрат времени и сил должник все равно признается банкротом.

50. Наблюдение как процедура банкротства. Правовые основы.

Наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом, не применяется в отношении кредитных организаций, ликвидируемых юр. лиц, отсутствующих должников. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Выносится определение о введении наблюдения.

Закон о банкротстве предусматривает последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

- требования кредиторов, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику;

- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном законом о банкротстве;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов.

В целях обеспечения наступления указанных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Законом о банкротстве определены последствия введения процедуры наблюдения:

- органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями (могут совершать определенные сделки (более 5% балансовой стоимости активов должника и др.) исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме);

- органы управления должника не вправе принимать определенные решения, например, о реорганизации и ликвидации должника;

- руководитель должника может быть отстранен от должности арбитражным судом по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Закона о банкротстве. Исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника.

Цели процедуры наблюдения реализует временный управляющий. По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом:

1) решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо

2) определения о введении финансового оздоровления, либо

3) определения о введении внешнего управления, либо

4) определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

В исключение из этого правила в случаях и по основаниям, предусмотренным ст. 75 Закона о банкротстве, арбитражный суд, проявляя активность, может принять судебный акт (определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, а при отсутствии оснований для их введения - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства) и без опоры на решение первого собрания кредиторов (когда такое решение не принято и сроки рассмотрения дела истекли) или не согласиться с ним (когда имеется ходатайство третьих лиц о введении финансового оздоровления).

51. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве. Правовые основы.

Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры финансового оздоровления применительно к отдельным категориям должников.

Реализация указанной процедуры означает реструктуризацию задолженности должника - юридического лица. Задолженность должна быть погашена в соответствии с графиком. Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.

Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении процедуры финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве, - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления.

Процедура финансового оздоровления вводится на основании определения арбитражного суда. Со дня вынесения указанного определения наступают следующие последствия:

- требования кредиторов, срок исполнения по которым наступил на дату введения процедуры финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (а не по общим правилам исполнения требований: добровольное или принудительное исполнение);

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в силу до даты введения финансового оздоровления судебных актов о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за нарушение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования. Последствия введения финансового оздоровления проявляются в особом порядке управления делами должника:

- органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями;

- должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов, а в иных случаях административного управляющего совершать определенные сделки (сделки с заинтересованностью, крупные сделки);

- должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, принимать решение о реорганизации;

- руководитель должника может быть отстранен от должности, если он ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления, нарушает права и законные интересы кредиторов или предоставивших обеспечение лиц.

Цели процедуры финансового оздоровления реализует административный управляющий. Не позднее чем за месяц до окончания срока процедуры финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет свое заключение, которое направляет кредиторам и в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения материалов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в случае если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно, если должник погасит все требования кредиторов, предусмотренные графиком погашения задолженности, до истечения установленного срока финансового оздоровления. Финансовое оздоровление прекращается досрочно, если лица, ходатайствовавшие о введении финансового оздоровления, не представили в арбитражный суд соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также в случае неоднократного или существенного (на срок более 15 дней) нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. В таких случаях арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления или решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Если по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вводится внешнее управление, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 лет. Арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, если с даты введения финансового оздоровления прошло 18 месяцев.

52. Правовое регулирование внешнего управления.

внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

В системе процедур банкротства внешнее управление следует за финансовым оздоровлением, но, хотя цели и задачи обеих процедур совпадают: удовлетворение требований кредиторов без признания должника банкротом, каждая из процедур имеет самостоятельное значение и внешнее управление может вводиться не обязательно после окончания или прекращения финансового оздоровления, но и непосредственно после окончания действия процедуры наблюдения (п. 1 ст. 52 Закона).

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Переход к внешнему управлению возможен во всех трех вариантах завершения процедуры финансового оздоровления - досрочного окончания (ст. 86 Закона), досрочного прекращения (ст. 87 Закона) и окончания (ст. 88 Закона).

Единственным ограничением выступают сроки: при том что общий (совокупный) срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать двух лет, внешнее управление не может быть введено, если на день рассмотрения судом вопроса о завершении процедуры финансового оздоровления с даты введения финансового оздоровления прошло более 18 месяцев; другими словами, до истечения предельного общего (совокупного) срока осталось менее шести месяцев.

С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему передаются также вся документация и печати.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания Закона. Иными словами, специального определения арбитражного суда, к примеру о снятии ареста, не требуется. Аресты на имущество и иные ограничения по распоряжению должником принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.

Помимо этого, в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), также могут совершаться только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления).

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры, за исключением требований о взыскании заработной платы, авторских вознаграждений, о возмещении вреда жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий касается начисления неустоек (штрафов, пени), иных финансовых (экономических) санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также процентов, подлежащих уплате. Вместо этого начисляются проценты в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, т.е. по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Мораторий не распространяется на:

а) денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления;

б) требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Закон о банкротстве закрепляет основания, по которым внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника. К ним относятся полное или частичное неисполнение договора сторонами, тот факт, что исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, или что договор препятствует восстановлению платежеспособности должника. Причем вышеназванный мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

Управляющий составляет план внешнего управления, в котором содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них может быть перепрофилирование производства, замещение активов (создание на базе ликвидного имущества должника одного или нескольких открыты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: