Двусторонние соглашения России с иностранными государствами в таможенной сфере

Источники таможенного права, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.15) имеют юридическую силу, превышающую силу федеральных законов.
Определение международных договоров Российской Федерации, порядок их заключения, выполнения и прекращения составляют предмет Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”.
"Международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.
Международные договоры занимают особое место в системе источников таможенного права.
Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, принимаемых под эгидой Всемирной таможенной организации (ранее - Совета таможенного сотрудничества), так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов.

Примером последних могут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в ст.2 Торгового соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины (Москва, 22 октября 1992 г.) устанавливается, что Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта и импорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке, и т.д.
Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. в ст. 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д.
Значительный нормативный массив современного таможенного права составляют специальные таможенные конвенции. РФ участвует в целом ряде многосторонних таможенных конвенций, таких, как Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г., Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г. (к двум последним Россия присоединилась в 1995 г.). Свыше 50 многосторонних договоров и соглашений по таможенному делу с участием России заключено в рамках СНГ.
Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 г. между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввоза товаров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях). Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.

РоссийскаяФедерациязаключиларяддвустороннихмежгосударственныхсоглашенийпотаможеннымвопросам. Такие соглашения действуют с такими государствами, как Германия, Дания, Индия, Израиль, Македония, Словакия, Чехия.

Двусторонние соглашения по таможенным вопросам как по структуре, так и по содержанию идентичны. Они состоят из преамбулы и 21-23 статей. ВкачествепримерарассмотримСоглашениеосотрудничествеивзаимнойпомощивтаможенныхделахмеждуРоссийскойФедерациейиСловацкойреспубликойот 10 октября 1997 г. Соглашение вступило в силу 9 апреля 1999 г.

В преамбуле Соглашения названы обстоятельства, побудившие стороны заключить данный международный договор. Среди них:

· нарушениятаможенногозаконодательствананосятущербэкономическим, налоговым, социальнымиторговыминтересамгосударств;

· незаконныйоборотнаркотическихсредствипсихотропныхвеществпредставляетопасностьдляздоровьягражданиобщества;

· важностьобеспеченияточногоисчислениятаможенныхплатежей, атакженадлежащеговыполненияусловийзапрета, ограниченияиконтроляимпортаиэкспортатоваров;

· усилияпопредотвращениюнарушенийтаможенногозаконодательстваипообеспечениюправильноговзиманиятаможенныхплатежеймогутстатьболееэффективнымиблагодарясотрудничествумеждутаможеннымислужбамигосударств;

· соответствующиерекомендацииВсемирнойтаможеннойорганизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: