Суть и итоги реформы русской православной церкви

Патриарх Никон был сторонником православного фундаментализма и считал, что церковная власть должна быть выше светской в вопросах, связанных с духовным миром человека, а также идеологической жизни общества. Никон не соглашался с рядом положений Соборного уложения 1649 года (светское регулирование жизни общества и церковной). Никон мечтал о единстве, союзе Церкви и государства, о превращении Московского государства в признанный мировой центр православия, как это было уже упомянуто.

Церковная реформа началась сразу, как он стал патриархом. Для исправления церковных книг были взяты греческие образцы. Однако они подвергались изменениям уже после падения Византийской империи, а следовательно, не соответствовали старинным образцам. Против Никона выступил юрьевский протопоп Аввакум. Аввакум и его сторонники считали, что книги должны были быть исправлены по древнерусским образцам. Но образцов не сохранилось.

Споры о правильном написании и выполнении тех или иных церковных обрядов происходили еще до Никона, однако столь решительно браться за реформу никто из митрополитов и патриархов не решался. Никон восстановил живую устную проповедь, отменил одновременное чтение и пение молитв, сократил земные поклоны. Он сумел это осуществить, благодаря неистовой энергии и нетерпеливости. Были приглашены греческие монахи и киевские ученые, которые и занялись исправлением церковных книг, что вызвало недовольство среди церковных деятелей и сторонников Аввакума.

Основное содержание реформы, помимо исправления церковных книг сводилось к следующему:

* Устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

* Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было передано проклятию;

* Земные поклоны заменялись поясными;

* Устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

* Во время крестного хода теперь двигались на встречу к солнцу;

* Иначе стали писать имя Христа - Иисус вместо старого Исус;

* «Аллилуя» стали произносить трижды, а не дважды;

* Для богослужения допускались иконы только греческого письма, образец иконы можно посмотреть в приложении 2.

Собор 1654 г. (после принятия Украины под власть Алексея Михайловича), на который было приглашено более 20 видов деятелей Русской православной церкви, оказался «коренным переворотом» в русской православной жизни - он одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский) благословили начинания Никона.

Одобрение собора дало Никону возможность начать осуществление задуманного. На не послушных налагались суровые кары, в 1656 г. все крестящиеся двуперстно предавались отлучению от Церкви. Никон проводил свою политику жестко, ни к кому не прислушиваясь. Аввакум был сослан в Сибирь. Это еще больше обострило ситуацию и ожесточило религиозную борьбу, т.к. сами священнослужители не всегда могли объяснить суть происходящего.

Оппозиция Никону сформировалась и при дворе, среди «лютчих людей» (но весьма незначительная, поскольку более чем подавляющая часть староверов «комплектовалась» из простонародья). Так, в некоторой мере олицетворением старообрядчеству стала боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря знаменитой картине В.И. Сурикова), одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова. Про царицу Марию Милославскую говорили, что она спасла протопопа Аввакума (по меткому выражению русского историка С.М. Соловьева, «богатырь-протопоп») - одного из наиболее «идейных оппозиционеров» Никону. Даже когда почти все пришли «с повинной» к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью - в 1682 г. его вместе «с союзники» заживо сожгли в срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа, в Григорово, состоялось открытие памятника Аввакуму).

В 1658 г. Никон выехал из Москвы и удалился в Воскресенский монастырь, но полномочия патриарха с себя не сложил. Государство на время осталось без главы Церкви. Никон затем решил «передумать» и вернуться, но на это теперь не соглашался царь. Тяжба тянулась восемь лет. В 1666 г. начал работу Церковный собор (1666 - 1667) с участием двух восточных патриархов и нескольких греческих епископов. Собор, выслушав две спорящих стороны - царя и Никона, признал Никона виновным в том, что он «вверенную ему паству самовольно оставил без всякого понуждения и нужды». Собор лишил Никона патриаршества и простым монахом сослал в Белозерский Ферапонтов монастырь. Но его уход не означал окончание противостояния. Борьба самого государства со староверами продолжалась. Староверы подумали, что возвращается их время, но глубоко ошибались - поскольку реформа полностью отвечала интересам государства, она стала проводиться и дальше, под руководством царя.

Церковный собор 1666-1667 гг. стал поворотным пунктом в истории раскола. В результате решений собора разрыв между господствующей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора движение раскола приобрело массовый характер. Далеко не случайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье и на Севере. Вопрос о том, имел ли раскол антифеодальную направленность, трудно решить однозначно. На сторону раскола встали в основном выходцы из среды низшего духовенства, тяглых посадских людей и крестьян. Для этих слоев населения официальная церковь являлась воплощением несправедливого общественного устройства, а "древнее благочестие" было знаменем борьбы. Не случайно, вожди раскола постепенно перешли на позиции оправдания выступлений против царской власти. Раскольников можно было встретить и в войске Степана Разина в 1670-71 гг. и среди взбунтовавшихся стрельцов в 1682 г.

Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами. Кто же явился подлинным инициатором и вождем раскола?

Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

Гордый и самолюбивый, патриарх Никон не имел большого образования. Зато он окружил себя учеными украинцами и греками, из которых наибольшую роль стал играть Арсений Грек, человек весьма сомнительной веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов; по прибытии на Восток он принял магометанство, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало большой соблазн и ропот в среде верующего русского народа. Но возражать Никону было нельзя. Царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви. Никон, ободренный царем, делал что хотел, ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу и власть царскую, он приступил к церковной реформе решительно и смело.

Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский называет Никона церковным диктатором.

В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго», после же исправлений слово «истиннаго» было исключено.

5. Вместо «сугубой», т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.

6. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Приведенные примеры показывают, что Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.

Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние «иметь праздными», т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон ни с какими доводами не думал считаться. Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового пер стосложения. Они написали следующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седьми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа, и проклята». Подобное осуждение сначала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия и отлучения.

Русский благочестивый народ, вся русская церковь не могли согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более, что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан).

В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали русскую церковь не за ереси и погрешности, а за совершенно православное исповедание веры и за древние церковные предания. Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви

23)

Импе́рия (от лат. imperiumвласть) — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире.

Формы империй[править | править вики-текст]

Классики геополитики Карл Шмитт и Хэлфорд Маккиндер в своих работах различали два вида империй по форме экспансии. Разделяя все государства по своей геополитике на теллурократические италассократические, эти мыслители выделили и характерные им имперские формы.

Теллурократия: Континентальные империи при присоединении соседних земель и включении их в свои границы в целях безопасности вынуждены были сразу же превращать их в свои провинции, гарантировать действие имперских законов и обращение имперской валюты. Это приводило к относительно безболезненному включению элит и обществ в имперостроительство. У континентальных империй было два периода расцвета: древнеримский и «наполеоновский».

· Империя — это монархическое государство во главе с императором. Например, Римская империя пришла на смену Римской республике после узурпации власти Цезарем. Равным образом и Французская империя пришла на смену Французской республике после узурпации власти Наполеоном.

· Империя — это колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями[1] в интересах метрополии. Например, Британская империя появилась в результате экспансии Английским королевством заморских территорий в XVI веке.

· Росси́йская импе́рия (рус. дореф. Россійская Имперія; также Всеросси́йская импе́рия, Росси́йское госуда́рство или Росси́я) — государство, существовавшее в период с 22 октября (2) ноября 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году Временным правительством.

· Империя была провозглашена 22 октября (2) ноября 1721 года по итогам Северной войны, когда по прошению сенаторов русский царь Пётр I Великий принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества[1].

· Столицей Российской империи с 1721 по 1728 и с 1730 по 1917 годы был Санкт-Петербург, а в 1728—1730 годах Москва.

· Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Британской и Монгольской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года.

· 1 (14) сентября 1917 года Александр Керенский провозгласил страну республикой[2] (хотя этот вопрос относился к компетенции Учредительного собрания; 5 (18) января 1918 года Учредительное собрание также объявило Россию республикой[3]). Однако законодательный орган империи — Государственная дума — был распущен лишь6 (19) октября 1917.

Экономическая империя Транснациональная корпорация, обладающая огромным влиянием на правительства экономически зависимых государств  
Неоколониальная империя Метрополия - обладает огромным влиянием на экономику неформально-зависимых государств. Осуществляется посредством транснациональных корпораций Британское содружество наций
Федеративная империя Провинции или колонии получают автономию от центра Австро-Венгрия, Дания и её доминион Гренландия
Колониальная империя Метрополия владеет колониями Британская империя, Испанская империя, Римская империя, Арабский Халифат
Военная империя или Тирания Власть императора зиждется исключительно на военной силе Государство Александра Македонского, Государство Чингис-Хана
Феодальная империя Построена на вассалитете Священная Римская Империя, Франкское государство
Унитарная империя Огромное по площади унитарное государство Российская империя, Ханьская империя

!! После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.»

22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул, не просто почётный, но свидетельствующий о новой роли России в международных делах. Пруссия и Голландия немедленно признали новый титул русского царя, Швеция в 1723, Турция в 1739, Англия и Австрия в 1742, Франция и Испания в 1745 и, наконец, Польша в 1764 году.

Секретарь прусского посольства в России в 1717—33 гг., И.-Г. Фоккеродт, по просьбе Вольтера, работавшего над историей царствования Петра, написал воспоминания о России при Петре. Фоккеродт попытался оценить численность населения Российской империи к концу царствования Петра I. По его сведениям количество лиц податного сословия составляло 5 миллионов 198 тысяч человек, откуда число крестьян и горожан, включая лиц женского пола, оценивалось примерно в 10 млн. Много душ было утаено помещиками, повторная ревизия увеличила число податных душ до почти 6 млн человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тыс.; чиновников до 200 тыс. и духовных лиц с семьями до 300 тыс. душ.

Жители покоренных областей, не состоящие под поголовною податью, составляли по оценке от 500 до 600 тыс. душ. Казаков с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах считалось от 700 до 800 тыс. душ. Численность сибирских народов была неизвестна, но Фоккеродт положил её до миллиона человек.

Таким образом, население Российской империи составляло до 15 миллионов подданных и уступало в Европе по численности только Франции (ок. 20 млн).

!!!!

Реформы в области образования проводились сверху и начались с создания светских специальных школ. В самом начале XVIII в. в кратчайшие сроки были созданы Навигацкая (1701), Артиллерийская, Медицинская (1706) школы в Москве. В 1715 г. в Петербурге была образована Морская академия, а Навигацкая школа стала подготовительной для нее. Открывались также «адмиралтейские школы» при верфях и заводах в Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани. В 1716г. появилась школа, готовящая мастеров и инженеров при Олонецком заводе, а по инициативе В. Н. Татищева при уральских заводах. Учителя и специалисты приглашались из Европы, дворянские дети отправлялись для обучения за границу.

В 1714г. Петр I издал указ об обязательном обучении дворян. Начался процесс создания начальных школ. Навигацкая школа и Морская академия и Славяно-греко-латинская академия стали исходным пунктом для создания школ двух типов. В 1715 г. из Навигацкой школы были направлены по два выпускника в губернские города для создания там светских, начальных «цифирных», казенных школ. В них обучали детей «всех чинов» грамоте, арифметике и геометрии.

В 1721 г. Духовный регламент предписал создать на средства церкви при каждой епархии начальные духовные школы для детей священнослужителей и иных чинов. За 1721-25 гг. было основано духовенством 46 епархиальных училищ. К концу царствования Петра каждый губернский город имел по две начальные школы - «цифирную» — светскую и церковную. Основная масса населения, состоящая из крестьянства, была неграмотной и образование не проникло в толщу народной жизни.

Важное значение для становления системы образования имела реформа гражданского шрифта и переход к арабским цифрам, которые ранее обозначались славянскими буквами. Это облегчило и обучение грамоте и способствовало увеличению выпуска печатной продукции, прежде всего, учебников. К 1718 г. Петр I при участии немецкого философа и математика Лейбница подготовил проект создания в России Академии наук, при которой предполагалось открыть гимназию и университет.

Значительно расширился печатный двор в Москве, в 1711 г. была построена типография в Петербурге. Обновился и расширился книжный рынок. Он работал не только на потребности школы, но и на всеобщее «благое просвещение». По инициативе государства издавалась светская литература. Не осталось ни одной отрасли науки без одной, двух или трех переведенных книг, всегда удачно выбранных. Переводились книги не только нужные для разных прикладных знаний, но касающиеся общих тем.

С января 1703 г. стала выходить общероссийская печатная газета «Ведомости». Она также выполняла просветительскую миссию. В ней не только сообщались новости российские и сведения о жизни других стран, но и печатались списки книг, вышедших за границей и в России, публиковались рецензии на них. Ее тираж доходил до 2500 экземпляров. В 1716 г. в Петербурге была открыта первая книжная лавка, а в 1718 г. -публичная библиотека, для которой было построено отдельное здание.

В 1718 г. открылся музей-кунсткамера - собрание редкостей. На предложение взимать плату за посещение музей Петр ответил: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились. Надлежит охотников приучать, потчевать и угощать, а не деньги с них брать!» В 1720 г. был издан указ о собирании научных коллекций и древних рукописей.

Государство поощряло геологоразведывательные работы, организовывало экспедиции на Камчатку, Курилы, в Забайкалье, Среднюю Азию, на Кавказ, издавало карты и атласы. Учитывая геополитические интересы государства, Петр приказал выделить группу дворян для изучения китайского и японского языков, а также рекомендовал и изучение языков народов России.

С 1699 г. стали внедряться новые формы бытовой культуры, прежде всего для дворянского сословия. Начало было положено указом о бритье бород, ношении париков, введения европейской одежды.

Культурные преобразования Петра I были значительно шире практических потребностей войны. Об том говорят и указы, направленные на искоренение средневековых, варварских обычаев. В 1704 г. выходит указ, запрещающий убивать младенцев, родившихся с физическими недостатками и хоронить мертвых ранее, чем через три дня после смерти. Запрещается, под страхом кнута и ссылки, носить с собой острые ножи, которые часто пускались в ход в пьяных драках.

В 1718г. вводились элементы светской общественной жизни - «ассамблеи» для дворянства и народные гулянья по торжественным датам с фейерверками, маскарадами и т.п.

В 1703 г. началось строительство новой столицы — Санкт-Петербурга. Он был воплощенной мечтой Петра I об идеальном городе, который должен был стать образцом регулярности и разумности, символом новой могучей Российской империи.

Административные реформы Петра I. Утверждение абсолютизма в России.

Центральное место среди реформ Петра I занимают реформы государственного управления. По мере расширения масштабов преобразований становится очевидным, что старая приказная административная система не может служить инструментом их проведения.

В основу реорганизации государственного аппарата были положены Принципы камерализма:

- дифференциация функций управления между государственными учреждениями;

- унификация их деятельности, порядок которой определялся правовыми нормами;

- регламентами и инструкциями;

- создание четкой иерархии, соподчиненности учреждений и чиновников;

- централизация управления;

- формирование бюрократии - профессиональных чиновников, критерием отбора которых является лишь принцип служебной годности и соответствующего образования.

В 1711 г. Петром I был создан Правительствующий Сенат как временный орган, заменяющий государя на период его отсутствия. Указом от 22 февраля 1711 г. ведено было всем лицам и учреждениям «под жестоким наказанием и смертию» беспрекословно выполнять решения Сената. В состав Сената вошли девять членов и обер-секретарь из числа доверенных лиц царя. Среди них были и представители родовитого боярства и нетитулованные рядовые дворяне. Сенат неоднократно реформировался, обрастая конторами, функции его расширялись.

Сенат стал постоянно действующим высшим исполнительным и судебным органом. Сенат ведал губерниями и коллегиями, другими центральными учреждениями. Он контролировал государственные доходы и расходы, наблюдал за исправностью дворянами военной и государственной службы, осуществлял надзор за развитием промышленности, торговли, просвещения. Решения Сената обжалованию не подлежали. Сенат имел и законосовещательные функции, участвовал в обсуждении законопроектов мог выступить с законодательной инициативой о необходимости принятия того или иного акта. В обязанность Сената входило обнародование законов и указов. По незначительным частным вопросам Сенат мог издавать указы от своего имени. Но все указы Сената утверждались царем.

Указом 2 марта 1711 г. Сенату было предписано учредить институт фискалов. Сенат назначал обер-фискала, который должен был изобличать злоупотребления в системе органов власти и управления. Фискалы учреждались при губернских правлениях, в провинциях и городах. К 1727 г. в стране насчитывалось 233 фискала. Так, с помощью негласного, тайного надзора Сенат контролировал деятельность учреждений. В 1722 г. по французскому образцу была учреждена и система гласного надзора – прокуратура.

Следующим важным шагом в создании новой административной системы явилось учреждение коллегий. Они были созданы указом от 12 декабря 1718 г. За основу была взята шведская административная система. Стремясь осуществить рационализацию государственного аппарата, Петр I предусмотрел четкое разграничение функций управления. Вместо многочисленных и громоздких приказов создавались учреждения, специализировавшиеся в строго определенной сфере. Первоначально было создано девять коллегий. Привилегированное положение в системе государственных учреждений заняли три первые коллегии - Военная, Адмиралтейская и Коллегия иностранных дел. Важную роль играла группа финансовых коллегий - Камер-коллегия, Штат-контроль-коллегия, Ревизион-коллегия. Они были ответственны за сбор средств и их расходование через бюджет.

Три коллегии ведали промышленностью и торговлей: Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии. Юстиц-коллегия заменила судебные приказы и ведала надворными и нижними судами. В 1720 г. после проведения второй городской реформы был образован на правах коллегии Главный магистрат, который руководил деятельностью городских магистратов.

Особое значение имело создание в 1721 г. Духовной коллегии, которое завершило церковную реформу в России. К концу царствования Петра I существовало, таким образом, 12 коллегий. Государственный аппарат стал менее громоздким, более простым и гибким орудием в руках власти.

Деятельность коллегий была унифицирована. В основу работы коллегий были положены регламенты - документы, в которых четко определялись функции каждой из них, обязанности чиновников, режим работы, порядок делопроизводства. Существовала целая иерархия регламентов, а унификация их деятельности осуществлялась через Генеральный регламент, определивший общие для всех коллегий принципы работы. Все коллегии состояли из общего собрания членов коллегии - присутствия. Решения принимались коллегиально голосованием. Коллегиальное принятие решения должно было гарантировать от ошибок, считалось более обоснованным.

Петр I стремился внедрить военное начало в гражданское управление, что привело к созданию военно-бюрократической системы государственного управления. Генеральный регламент и должностные инструкции служащие должны были знать так же, как солдаты знали воинский устав. За государственные преступления, заключавшиеся в презрении должности своей, устанавливались жесточайшие наказания вплоть до смертной казни. Идеальными Петру представлялись учреждения, уподобленные войску, а служащие - воинским чинам. Рационализация управления привела к появлению профессиональных чиновников - бюрократии.

В ряду преобразований Петра I особое место занимает церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Андриан. Новые выборы патриарха проведены не были, был назначен царем временно исполняющий его обязанности. Им стал рязанский митрополит Стефан Яворский. В своей массе духовенство не поддерживало царя-реформатора, некоторые из иерархов церкви были обвинены в причастности к делу царевича Алексея. Усилились опасения, что церковь при рукоположении в патриархи сильной личности может встать в оппозицию к царю и привлечь при этом на свою сторону народ. В обществе еще жива была память о конфликте патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем - отцом Петра I. Поэтому, видимо, во главе церкви было поставлено государственное учреждение - Святейший Правительствующий Синод.

Синод действовал на правах коллегии, таким образом, он был подчинен монарху, который фактически становился главой церкви. Светская власть объявлялась выше церковной. Создание Синода, подчинившее церковь государству, было направлено против корпоративной автономии церкви. Указом 11 мая 1722 г. в Синод был назначен обер-прокурор для наблюдения за деятельностью этого учреждения. Обер-прокурор назначался из числа офицеров, первым из них был полковник Болтин. Специальным указом подданным было вменено в обязанность ежегодно являться в церковь для исповеди. Священники должны были доносить властям в случае, если в словах исповедуемого можно было заподозрить антигосударственные замыслы. Церковная реформа укрепляла самодержавие, положила начало процессу российской модели «реформации сверху».

Результатом всех административных реформ Петра I стали серьезные изменения в характере российской государственности. В России завершился переход от сословно-представительной к абсолютной монархии.

Следует отметить еще одно существенное изменение в характере российской государственности в первой четверти XVIII столетия. В 1721 г. после победы над Швецией в Северной войне и заключения Ништадского мира Россия была провозглашена империей, что означало усиление ее политического могущества.

Внешняя политика Петра I принесла весомые результаты. Россия отстояла свои национальные, державные интересы в столкновении с европейскими государствами и Турцией. Страна прочно укрепилась на Балтике, создав мощный современный военный флот. Однако впоследствии Петр I начинает активно вмешиваться в германские дела, пытаясь укрепить там свое влияние. От решения насущных национальных задач Россия переходит к решению имперских проблем, включается в борьбу за сферы влияния. В состав России вошли новые территории - Эстляндия, Лифляндия. С распространением власти на эти территории начинает формироваться имперская модель государственного управления. Она основывается на трех принципах, направленных на сглаживание особенностей национального образа жизни с целью укрепления единства империи - унификации, бюрократизации, русификации. Такая политика закладывала в политическую систему страны новые противоречия.

3 принципа империи – единство правил-табель о рангах, подушная подать, деление территорий на губернии., наличие миссии-подчинение церкви госву и превращение нас в византию, военная мощь.-флот, армия гваридии

Почему СПБ – это рим - Новая столица Российской империи приобретала все больший авторитет в Европе и в мире. С ней считались. О ней восторженно писали буквально все иностранные дипломаты и путешественники. Уже в XVIII веке появились первые лестные эпитеты, многие из которых вошли в городской фольклор, образуя мощный синонимический ряд неофициальных, бытовых названий города. Петербург сравнивали с древними прославленными городами мира и называли: "Новый Рим", "Четвертый Рим", "Северная Венеция", "Северная Пальмира", "Парадиз", "Новый Вавилон", "Снежный Вавилон", "Второй Париж", "Русские Афины", "Царица Балтики". На греческий лад его величали "Петрополисом" и "Петрополем". Задолго до официального переименования в фольклоре его называли "Петроградом". В народных песнях можно было часто услышать величальное "Сам Петербург", "Питер", "Санкт-Питер", "Питер-град", "Град Петра", "Петрослав", "Город на Неве". Для него находились удивительные слова, созвучные его величественному царскому облику: "Северный парадиз", "Севернажемчужина", "Невский парадиз", "Невская столица". Даже тогда, когда, отдавая дань Первопрестольной, за Петербургом признавались имена "Младшей столицы", "Второй столицы" или "Северной столицы", а то и "Чухонской блудницы", в этом не было ничего уничижительного, роняющего достоинство самого прекрасного города в мире. Тем более что чаще всего и Москва, и Петербург объединялись собирательным названием "Обе столицы".
https://www.utrospb.ru/article/1822?PHPSESSID=8b8778f
https://www.iwf.ru/piter/main/bar2_70_266.htm
Герб Петербурга с двумя пересекающимися якорями удивительно схож с гербом Ватикана.
Два перекрещенных якоря на городском гербе (морской и речной, лапами вверх), а на гербе Ватикана - два ключа бородками вверх. Ватикан был резиденцией апостола Петра, а он - хранитель ключей от ворот рая. Петр Великий, утверждая герб своего города, заявлял, что якоря являются ключами от Парадиза (рая), имея в виду современную ему цивилизацию Западной Европы.

24)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: