ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
Задание 1 .
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.
Понятие | № | Содержание |
Социальная стратификация | 1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов. | |
Каста | 2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства. | |
Маргинальность | 3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном. | |
Социальная структура | 4. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности | |
Социальная группа | 5. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей. | |
Первичная группа | 6. Группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной. | |
Вторичная группа | 7. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. | |
Референтная группа | 8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое. | |
Класс | 9. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии. | |
Сословие | 10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур. |
Задание 2
|
|
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.
№ | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
1. | Современная Украина – общество с закрытой стратификацией? | ||
2. | В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом? | ||
3. | Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность? | ||
4. | Эмигранты и иммигранты составляют социально-территориальную структуру общества? | ||
5. | Социально-демографическая структура включает в себя общественные организации и политические партии? | ||
6. | Низший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов? | ||
7. | Мелкая буржуазия характеризуется наличием и управленческих функций, и собственности на средства производства? | ||
8. | Мобильность – это перемещение людей в обществе? | ||
9. | Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности? | ||
10. | Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания? |
Задание 3.
|
|
Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива? Объясните свой выбор (письменно).
Задание 4.
Вспомните, что такое социальная мобильность и проанализируйте, к какому виду социальной мобильности (горизонтальной или вертикальной) можно отнести тот или иной социальный процесс. Объясните свой ответ (письменно):
1. студент, ощущая социальный дискомфорт в группе, переходит с разрешения деканата в другую группу;
2. студент, получив три двойки на экзаменах, отчисляется из университета;
3. студент за отличную учебу и активную общественную деятельность награждается именной стипендией и выбирается в совет университета;
4. студент, работая официантом в свободное от учебы время, переходит на работу в другой ресторан, потому что он расположен ближе к дому;
5. студент выпускного курса, работая в свободное от учебы время по плавающему графику в одной из фирм менеджером-стажером, получив диплом специалиста, зачисляется в этой фирме менеджером;
6. студент выпускного курса по результатам рейтинга за все время обучения среди 28 студентов получает 17 место, и, в результате, лишается права поступления в магистратуру, про которую мечтал с первого курса.
Задание 5.
Определите к каким историческим типам закрытых и открытых стратификационных систем относятся приведенных ниже общества:
1. Древняя Греция.
2. Киевская Русь Х в.
3. Россия ХVIII-XIX вв.
4. Советская Украина.
5. США В ХХ в.
6. Древний Египет.
Задание 6.
Разделите следующие параметры, действующие в современном украинском обществе, на 2 группы - номинальные и ранговые: раса, образование, власть, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, административная должность, происхождение, политическая ориентация, возраст, престиж, доход, богатство.
Ранговыми являются те социальные характеристики, на основе которых происходит распределение людей в системе стратификации, а номинальные параметры служат только для описания различий между группами. Объясните свое мнение (письменно).