Цель работы.
Изучить методику измерения тока, напряжения, мощности, а также определения эквивалентного сопротивления пассивного двухполюсника.
1 Объект и средства исследования
Объектом исследования являются линейные пассивные двухполюсники, содержащие резистивные элементы.
1.1. Электрические схемы линейных пассивных двухполюсников (R1234) представлены на рис. 1.1а,1.1б, и 1.1в,
Рис.1.1
где "a" - “c”- клеммы трехфазного трансформатора ТР;
VD 1 - VD4 - диоды мостовой схемы полупроводникового выпрямителя;
R - ползунковый реостат, позволяющий изменять напряжение на входе пассивного двухполюсника; V - вольтметр; A – амперметр; W – ваттметр; R1 – R4 – резистивные элементы, входящие в линейный пассивный двухполюсник.
2. Подготовка к работе
2.1. Ознакомиться с методами измерения тока, напряжения и мощности с помощью измерительных приборов непосредственной оценки.
2.2. Ознакомиться:
-со свойствами и методами анализа пассивных линейных двухполюсников в цепях постоянного тока:
|
|
- с эквивалентными преобразованиями пассивных элементов линейных электрических цепей;
2.3. Рассчитать эквивалентное сопротивление пассивного двухполюсника для одной из схем и варианта, заданного преподавателем, применяя известные преобразования сопротивлений. Значения сопротивлений (и виды их соединений) резисторов R 1 — R 4 взять из Табл. 1.1 в соответствии с номером варианта. Следует помнить, что преподаватель может предложить виды соединений резисторов, отличающиеся от приведенных на Рис.1.1. В таблице 1.1 резистор, имеющий значение 18 Ом, может быть получен, если параллельно соединить части резистора 75 Ом, имеющие сопротивления 30 и 45 Ом.
Таблица1.1
Номер варианта | Задано | |||
R1 Ом | R2 Ом | R3 Ом | R4 Ом | |
1 - Рис.1.1б | ||||
2 - Рис.1.1б | ||||
3 - Рис.1.1в | ||||
4 - Рис.1.1в | ||||
5 – Рис.1.1г | ||||
6 – Рис.1.1г |
2.4. Рассчитать максимальное значение напряжения в схеме рис. 1.1 для своего варианта. Максимальное значение тока принять равным 1 А.
3. Рабочее задание
3.1. Получить разрешение преподавателя на монтаж схемы.
3.2. Собрать схему пассивного линейного двухполюсника (см. рис. 1.1 а), подключив линейные элементы R1-R4, сопротивления которых приведены в табл. 1.1, согласно заданному варианту.
3.3. Подать напряжение на стенд.
3.4. Изменяя реостатом (начальное положение ползунка – середина реостата; движение ползунка – вниз и вверх – см. рисунок 1.1) значение напряжения на входе электрической цепи, снять показания приборов для десяти значений напряжения (в соответствии с пределами по напряжению вольтметра, рассчитанными при подготовке к работе). Результаты измерений записать в табл. 1.2.
|
|
Таблица 1.2.
№ пп | Измерить | Вычислить | ||||
U, B | I, A | P, Вт | Pрасч., Вт | Rэкв, Ом | Rэкв.,по ВАХ, Ом | |
3.5. Отключить напряжение от стенда.
3.6. Построить графики изменения мощности P (I) и напряжения U (I) от тока.
3.7. Рассчитать по построенной вольтамперной характеристике U (I) эквивалентное сопротивление исследуемого пассивного линейного двухполюсника. Сравнить полученные данные с теоретическим расчетом, выполненным при подготовке к работе. Построить график Rэкв (U).
3.8. Рассчитать мощность, потребляемую приемниками. Сравнить Ррасч. с результатами эксперимента. Результаты расчетов в п.п. 3.6. и 3.7. записать в табл. 1.2.
Контрольные вопросы
1. Что такое линейный двухполюсник?
2. Как определяется эквивалентное сопротивление линейного пассивного двухполюсника?
3. Рассчитать цену деления ваттметра, который выполнен двухпредельным по току (2,5 А и 5 А) и многопредельным по напряжению (7,5 В, 15,0 В, 30,0 В), если он имеет полное число делений шкалы, равное 150.
Расчетные формулы:
- обобщенный закон Ома;
- формулы для расчета сопротивлений, соединенных в треугольник;
- формулы для расчета сопротивлений, которые соединены в звезду.
Библиографический список
1. Касаткин А.С. Электротехника. Уч. пособ. для неэлектротехнических специальностей вузов. М.: Академия, 2005, 539 с.
2. Касаткин А.С. Электротехника. Уч. пособ. для неэлектротехнических специальностей вузов. М.: Высшая школа, 2003, 542 с.
3. Прянишников В. А. Электротехника и ТОЭ в примерах и задачах: Практическое пособие для высших и средних учебных заведений. М.: Корона, 2008, 366 с.