Цивилизация как основная типологическая единица истории

Категория «цивилизация» многозначна и трудно поддается определению. Даже если отбросить первоначальное обыденное значение понятия (как синонима воспитанности, светскости, умения непринужденно держать себя в обществе), остается множество различных его восприятий. Л.Февр в 1930 году опубликовал статью «Цивилизация: эволюция слова и группы идей», в которой исследовал употребление этого понятия публицистами и историками на протяжении XVIII-XIX столетий. В 1920-1960-е годы проблемами цивилизаций занимались многие видные европейские историки: в Германии О.Шпенглер («Закат Европы»), в Англии А.Тойнби («Постижение истории»), во Франции историки школы «Анналов».

О.Шпенглер полагал главным в цивилизации форму и стиль культуры. А.Тойнби рассматривал цивилизации как единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Отсюда следовало, что цивилизация – это сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования и развития. По определению школы «Анналов», цивилизация – это разностороннее и цельное описание общества в какую-либо из эпох его развития.

В наши дни историки широко используют это понятие для характеристики исторического процесса, но единого (универсального) толкования нет. Наиболее распространенными и признанными являются два:

· цивилизация – совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других;

· цивилизация – предельно широкое понятие, обозначающее всю совокупность проявлений и предпосылок жизни человеческого общества.

Признавая огромное множество цивилизаций, историки задавались вопросом: какие факторы определяют существо цивилизации, ее неповторимый облик? Чаще всего выделялись следующие:

- географическая (или природная) среда обитания;

- система ведения хозяйства;

- социальная организация;

- религия;

- духовные ценности;

- политическая индивидуальность.

Авторы учебных пособий часто прибегают к синтезу всех попыток предшественников и стремятся дать объемное определение этого понятия. Наиболее удачное, на наш взгляд, содержится в курсе лекций Л.И.Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций»: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, хозяйстве и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».

Как видно из этого определения, в центре исторического процесса – человек, с особенностями его миросозерцания, сложными взаимосвязями с обществом. Отсюда видно также, что общество – саморазвивающаяся система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: