Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.
Методология - учение о методах.
Под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач.
Формы научного познания: факт, гипотеза, проблема (о противоречиях), теория (о существенном).
Система методов научного познания:
С учётом уровней познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического исследования
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение (включённое, косвенное)
- эксперимент (естественный, социальный)
- сравнение – все возможности прикладных наук
- измерение
- моделирование (физическое, социальное)
- описание
Методы теоретического исследования:
- диалектика в связи с синергетикой
- общенаучные (логические, семиотические: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение)
- философские: реконструкции, формализации, идеализации, аксиоматика, гипотетико-дедуктивный, герменевтический метод.
Методы метатеоретического исследования:
Системная методология, которая соответствует идеалам и формам науки, стандартам методологии, это уровень таких рефлексивных процедур, которые связаны с социальным запросом, экспертизой.
12. Проблема субстанционального единства мира и её научно-философское решение.Сущность материалистического монизма.
Вторая группа предельных вопросов,наряду с выяснением сущности бытия, связана с вопросом о том,а что же лежит в основе мира,не существует ли некого особого образования,которое или содержится во всех предметах и явлениях мира,или из которого всех их можно выделить.В истории философии в качестве понятия,отражающего смысл этих поисков и акцентирующего различные варианты решений данной проблемы выступает «субстанция», которая понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.К субстанции сводятся все формы проявления бытия.
Существуют качественные интерпретации данной проблемы.
Соответственно,здесь также формулируются позиции идеализма и материализма,по определению той субстанции,которая лежит в основе мира:материя или сознание(идея)
Количественные интерпретации данной проблемы связаня с тем,сколько субстанциональных кладётся в основу мира.
Те философы,которые кладут в основу мира одну,единую субстанцию, называются монистами (Спиноза,Гегель,Маркс)
Идеалистический монизм исходил из того,что в основе мира лежит дух,идеальное начало(Бог,Идея, Абсолютный Разум).Наиболее крупные представители данного течения в философии-Платон,Гегель. Материалистический монизм (Фалес,Гераклит, Спиноза,диалектический материализм) кладёт в основу мира некое материальное начало,рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира.
Дуалистами называют философов,в концепциях которых в основу мира кладутся два начала:дух и материя(Р.Декарт). Плюрализм в онтологии исходит из множества начал, лежащих в основе бытия(Лейбниц,Демокрит).
Как правило,монистические концепции были более последовательными и на их основе создавалась обширная онтологическая система,претендующая на всеохватывающее описание мира.