Движение в широком смысле слова - любое из-
менение, в узком смысле - изменение положения
тела в пространстве, важнейший атрибут, способ су-
ществования материи.
Движение включает в себя все происходящие
в природе и обществе процессы. В самом общем виде
движение - это изменение в обществе, всякое взаи-
модействие материальных объектов. В мире нет ма-
терии без движения, как не может быть и движения
без материи. Движение материи абсолютно, тогда как
всякий покой относителен и представляет собой один
из моментов движения.
Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участву-
ет в бесконечном множестве форм движения. Качест-
венная устойчивость тел и стабильность их свойств
также представляют собой проявления относитель-
ного покоя. Но данная устойчивость обусловлена
особым типом взаимодействия микрочастиц в теле.
Тем самым она выступает как результат движения
микрочастиц.
Таким образом, движение определяет свойства,
структурную организацию и характер существования
материи. Движение материи многообразно по своим
проявлениям и существует в различных формах.
В процессе развития материи появляются качествен-
но новые и более сложные формы движения. Но даже
механическое перемещение не является абсолютно
простым.
В процессе перемещения тело непрерывно взаи-
модействует с другими телами через электромагнит-
ное и гравитационное поля и изменяется при этом.
Так, теория относительности А. Эйнштейна указы-
вает, что с увеличением скорости движения происхо- ^делимы.
2 1. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Время и пространство - основные формы сущест-
вования материи. Философию прежде всего инте-
ресует вопрос, реальны ли время и пространство или
это чистые абстракции, существующие только в со-
знании человека. Философы-идеалисты игнориру-
ют объективный характер времени и пространства;
ставят их в зависимость от индивидуального созна-
ния (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах), рассматривают
их как априорные формы чувственного созерцания
[И. Кант) или как категории абсолютного духа
(Г. В. Ф. Гегель). Материализм подчеркивает объектив-
ный характер времени и пространства, отрицает вне-
временную и внепространственную реальность. Вре-
мя и пространство неотделимы от материи. В этом
проявляются их универсальность и всеобщность.
Пространство трехмерно, время имеет только одно
измерение; пространство выражает порядок распо-
ложения одновременно сосуществующих объектов,
время - последовательность существования сменяю-
щих друг друга явлений.
Время необратимо, т. е. всякий материальный про-
цесс развивается в одном направлении - от прошло-
го к будущему. Развитие естествознания показало
несостоятельность метафизической концепции, со-
гласно которой время и пространство существуют
независимо от материальных процессов и отделоно
друг от друга, т. е. как самостоятельные сущности.
Диалектический материализм признает не только
внешнюю связь времени и пространства с движу-
щейся материей, а считает, что движение является
сущностью времени и пространства, следователь-
но, материя, движение, время и пространство неот-
Естествознание XVII—VIII вв., говоря об объек-
тивности времени и пространства, рассматривало их
вслед за И. Ньютоном в отрыве друг от друга и как
нечто самостоятельное, существующее независимо
от материи и движения. В соответствии с атомисти-
ческими взглядами древних натурфилософов (Демок-
рита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до XX в.
отождествляли пространство с пустотой, считали его
абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и непо-
движным, а время - протекающим равномерно.
В теории относительности А. Эйнштейна как раз
установлено то, что время и пространство не сущестг
вуют сами по себе, в отрыве от материи, они нахо-
дятся в универсальной взаимосвязи, где теряют само-
стоятельность и выступают как относительные
стороны единого и неделимого времени-простран-
ства. Наукой доказано, что течение времени и протя-
женность тел зависят от скорости движения этих тел,
что структура или геометрические свойства четырех-
мерного континуума (пространство - время) изменя-
ются в зависимости от скопления масс вещества и по-
рождаемого ими поля тяготения.
В создании современной теории времени и про-
странства большую роль сыграли идеи Н. И. Лоба-