Вому типу рациональности. Этот переход исходил из того,
Что познающий субъект не отделен от предметного мира,
А находится внутри него. Мир раскрывает свои структу-
Ры и закономерности благодаря активной деятельности
Человека в мире. Лишь включеннность объектов в чело-
Веческую деятельность постигает их сущность и связи.
В. Гейзенберг бып первым, кто произнес фразу о том,
Что в общем случае разделение субъекта и объекта его
Наблюдения невозможно.
Развитие науки показало, что исключить субъектив-
Ное вообще из познания полностью невозможно даже
там, где ≪я≫, субъект играет крайне незначительную
Роль. С появлением квантовой механики возникла
Другая философская проблема. Она ставит в зависи-
Мость состояние объективного мира от активной дея-
Тельности наблюдателя. В результате, существовав-
Шее долгое время представление о материальном
Мире как о некоем сугубо объективном, независимом
Ни от какого наблюдения оказалось сильно упрощен-
Ным. На деле невозможно полностью отвлечься от
|
|
Человека и его вмешательства в природу, тем более
В общественные процессы.
Также в рамках мифологии зарождается художест-
Венно-образная форма познания, которая в даль-
Нейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно
Специально и не решает познавательных задач, но
Содержит в себе достаточно мощный гносеологичес-
Кий потенциал. Художественно осваивая действи-
Тельность в различных своих видах, удовлетворяя
Эстетические потребности людей, искусство одновре-
Менно познает мир, а человек творит его, в том числе
И по законам красоты.
Древнейшими формами познания являются фи-
Лософское и религиозное познания. Религиоз-
Ное, будучи фантастическим отражением действи-
Тельности, содержит в себе определенные знания
О ней, хотя нередко и превратные. В религиозном по-
Знании соединяется эмоциональное отношение
К миру с верой в сверхъестественное.
Говоря о многообразии форм познавательной дея-
Тельности, нельзя обойти вниманием достаточно извест-
Ную концепцию личностного знания, разработан-
ную британским ученым М. По паи и. Он подразумевал
Под знанием активное постижение познаваемых вещей,
Действие, требующее особого искусства и особых инст-
Рументов. Поскольку науку делают люди, то получаемые
В процессе научной деятельности знания (как и сам этот
Процесс) не могут быть деперсонифицированными.
Типологизация знания может быть проведена по са-
Мым различным основаниям (критериям). В этой связи
Выделяют, например, знания рациональные и эмоцио-