Методические указания. Рассмотрение первого вопроса следует начать с его истории, т.е

Рассмотрение первого вопроса следует начать с его истории, т.е. с того, как его решали философы различных школ и направлений (религиозно-идеалистические и материалистические, классические и неклассические). При этом необходимо выучить наиболее общие определения понятия сознание; вспомнить о выделяемых разновидностях сознания: индивидуальное и общественное; политическое, религиозное, эстетическое, нравственное, художественное, научное, философское. Мифологическое сознание восходит к так называемым примитивным обществам, где имеет решающее значение для включения индивида в сообщество, совершаемое путём множества ритуальных действий. Интересным для дискуссии на семинаре является вопрос, связанный с отличием мышления животных от человеческого сознания. Для этого надо знать, какие формы мышления известны науке (обыденное, научное, религиозное, философское; также конкретное и абстрактное, «линейное» и диалектическое, предметное и понятийное; ясное и неясное, последовательное или непоследовательное, в общем случае: нормальное и патологическое), что в них доминирует, чем они отличаются от сознания. Следует помнить, что проблема сознания одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь, хотя результат деятельности сознания и запечатлевается в словах, текстах, изготовленных человеком предметах, совершаемых поступках. Одна из главных загадок таится в Я – мире человеческой субъективности, основанном на феноменальном, свойственном только человеку явлении веры («Вера – высшая страсть в человеке», замечает С. Кьеркегор). Из курса КСЕ студентам известно, что в истории европейской науки никакое новое знание или представление не допускалось к сокровищнице науки, если оно большинством учёных признавалось «невероятным» (так было, например, с понятием случайности). Сознание присуще и всему обществу, когда общество рассматривается как коллективный субъект: общественное сознание основано на интегральном эффекте от работы сознания каждого человека. Но общественное сознание можно изменять и «извне», пользуясь специально разработанными принципами: это важно для политиков, реформаторов, новаторов; в истории социальной философии такая возможность всегда находилась в основе различных социальных утопий, начиная с образа идеального государства у Платона. Итак, проблема сознания есть пункт пересечения философии и психологии, философии и науки, науки и религии.

Второй вопрос об отношении психического к физическому. Каким образом головной мозг человека, будучи материальным, рождает идеальное? Анализируются основные теории: физикализм, теория отражения, теория психофизического параллелизма, теория психофизического взаимодействия. Все разделы данной проблемы традиционны для философских обобщений из наиболее фундаментальных выводов конкретных естественных наук и дисциплин биологического ряда (анатомия и физиология, нейрофизиология, психофизиология, этологии), для психологии. Обязательно отметить, что психология как наука с теоретической и экспериментальной составляющими, известна с начала 20-го века. Она радикально отличается от психологических изысканий философов Древней Греции, Китая и Индии, от исследований средневековых философов и теологов, от философских интерпретаций психического у М. Монтеня, И.Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра. Понятие «душа» и «душевное состояние» в светской психологии содержательно и, в ещё большей степени, по своей сути имеют немного общего с богословскими поучениями и рассуждениями о душе. Поиски материального субстрата сознания

В третьем вопросе исследуются основные свойства сознания: идеальность, выражающаяся в способности производить субъективные образы объективной реальности; интенциональность (лат. – стремление) – акт придания смысла предмету. Только в идеалистической философии, в религиях и верованиях, признающих существование души (некой онтологически автономной от физического тела сущности конкретного индивидуума) индивидуальное сознание не связано напрямую с состоянием и даже с самой жизнью тела человека. В научном понимании сознание индивидуума есть продукт конкретно-исторических условий общества, характера воспитания и образования субъекта, а также биологических предпосылок и задатков данного человека. Сознание, понятое так, это либо качество, наряду с прочими конституирующее (составляющее, образующее) индивидуума в его сущностной определённости, либо способность, либо функция высокоорганизованного существа. Свойства сознания, таким образом, определяются исходя из того, что понимать под сознанием; но всегда субъективность составляет основу формирования сознания. Любое сознание (за исключением божественного сознания надмирной сущности, субстанции в религии) детерминировано. Для религиозного сознания в качестве собственной детерминанты выступает итог взаимодействия человека со сверхъестественными силами, для различных форм светского сознания – итог взаимодействия с окружающей природной и социальной средой на основе комплекса индивидуальных особенностей. Особое значение имеет исследование феномена самосознания: это «…свойство человека, позволяющее отражать в своём сознании образ своего Я, оценивать его….», «…высшая форма сознательной деятельности человека…» (В.С. Чудновский, Н.Ф.Чистяков, 1997). Поэтому даже сознание Абсолюта с философской точки зрения детерминировано – самим же Абсолютом, и речь идёт о самодетерминации.

Четвертый вопрос посвящен структуре субъективной психической реальности, включающей в себя сознание и бессознательное. Рассматриваются уровни человеческой психики: чувственные восприятия и их синтез, предметно-образное мышление и абстрактное мышление. В рамках эволюционной парадигмы анализируется повторение в онтогенезе психического развития человека психического филогенеза вида. Вообще важно не концентрироваться только на сознании и разумных сторонах жизнедеятельности человека. Уместно вспомнить уже изученный волюнтаризм А.Шопенгауэра, благосклонное отношение Н.А. Бердяева к мистике, высказывания А.Камю (он утверждал: «Подобно великим произведениям искусства, глубокие чувства значат всегда больше того, что вкладывает в них сознание»). Мышление также не исчерпывает даже малой части субъективной психической реальности; Л.И. Шестов напоминает: «То, что мы считаем истиной, что мы добываем нашим мышлением, оказывается в каком-то смысле несоизмеримым не только с внешним миром, в который нас окунули с рождения, но и с нашими собственными внутренними переживаниями». Проекция времени и пространства в область субъективного составляет отдельный предмет философского исследования: вводятся понятия индивидуального и социального пространства и времени. Сознание не только участвует в интеграции получаемых восприятий окружающего мира, но и создаёт внутренний образ воспринимаемой действительности, наделяя при этом её саму необычными и иногда на деле не присущими ей характеристиками. Можно вспомнить об антропоморфизме как готовности мифологического сознания наделять окружающий мир качествами и особенностями человека. Субъективная реальность индивидуума, взятая со стороны наблюдателя, может никак не обнаруживать себя, но в смысле наличия у индивидуума комплекса ощущений, переживаний, представлений, ожиданий, устремлений и размышлений она тоже вполне объективна. Субъективная реальность структурируется в зависимости от личности индивидуума: на первое место могут выдвигаться логические схемы и отвлечённые понятия, либо трудно выразимые в языке чувствования и красочные образы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: