Глава 17. Природа как основа человеческого бытия

Цивилизация - ужасное растение, которое

не растет и не расцветает,

пока его не польют слезами и кровью

Анри Граф

1. Бытие природы. 2. Неживая природа. 3. Диалектика живой и неживой природы. 4. Социальная жизнь. 5 Взаимодействие природы и общества. 6. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии. Но общество не существует само по себе. Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней. Природа выступает как среда существования, постоянное условие бытия человека. Поэтому понятен теоретический и практический интерес человека к природе, которая стала предметом изучения многих наук (космологии, географии, биологии, физики, химии и др.). Философия исследует природу под особым углом зрения, выделяя ряд социально-философских и собственно социологических проблем, а именно: в чем состоят сходство и отличия природы и общества; каков характер взаимосвязи между ними; каковы основные направления и перспективы такой взаимосвязи. Эти проблемы, а также ряд других (современная демографическая и экологическая ситуация, методы и пути ее разрешения) предлагается рассмотреть в этом разделе.

Одно из первых упоминаний о природе содержатся в философских памятниках Античности. В то время формировалось общее представление о Вселенной, ее строении месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом. От Пифагора идет представление о Земле как шарообразном теле. Аристотель полагал, что Земля «накрыта» хрустальным куполом, находятся звезды. Природа в эпоху античности не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило мудрости.

В эпоху христианства отношение к природе существенно меняется. Она рассматривается как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. Схоластическая философия опиралась на учение греческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея, считала Землю неподвижным центром вселенной.

В эпоху Возрождения, одним из главных достижений философской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473-1543 гг.) гелиоцентрической системы мира. Он обосновал, что Земля – одна из рядовых планет и вращается вокруг Солнца. Таким образом, была поставлена под сомнение теория геоцентризма. Итальянский философ Джордано Бруно (1548-1600 гг.) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его соотечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей (1564-1642 гг.) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы.

В Новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа. Объектом науки считалась природа, а ее целью – превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца. Такое мнение высказано в известных словах тургеневского Базарова «Природа - не храм, а мастерская, а человек в ней - работник».

Во втрое половине XX столетия под влиянием научно-технической революции значительно выросли масштабы и изменился сам характер взаимодействия природы и человека. Это нарушило относительное равновесие между ними, и привело к возникновению ситуации, которая таит в себе опасность как для природы, так и для человека Во почему эта проблема стоит в центре внимания не только так называемых природочеловеческих нак, но и философии.

Термин «природа» многозначен. Он употребляется для обозначения окружающего нас материального мира, естественных условий или какой-то их части, для описания биологических свойств, склонностей, потребностей человека и его организма. Термин «природа» употребляется и для выделения сущности, основного свойства чего-то, а также для обозначения основы, природы происхождения.

В философии понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Первое означает весь существующий многообразный мир, то есть здесь она тождественна материи. В узком понимании природой считается естественная среда обитания людей - та часть материи, которая изучена, воспринимается, осознается и используется обществом для своей жизнедеятельности.

До середины XX в., то есть до момента обострения проблем, связанных с природопользованием, в центре философского осмысления находилась природа в своем широком значении. Часть философов (идеалисты) исходили из того, что физическая природа существует не сама по себе, а только как воплощение или человеческого сознания, или же «мирового духа». Например, у Г.Гегеля природа есть «идея в форме инобытия», «отчужденный от себя дух», ступень развития «абсолютной идеи». Слабое звено в подходах идеалистов состоит в невозможности объяснить, каким образом из нематериальной, духовной сущности природы может возникнуть вещественная, физическая природа.

В споре с идеалистами многие материалисты пытались объяснить природу из нее самой, например, Л.Фейербах писал: «Природа - не творение, не существо, сделанное или созданное из ничего, а существо самостоятельное, объяснимое лишь из себя и производимое лишь из себя...». Ему вторил Ф.Энгельс: «Природе присуще диалектическое движение путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы...».

Философы материалисты утверждают, что сущность природы составляет материя. Это означает следующее:

• природа существует вечно и независимо от сознания в его гносеологическом аспекте, она существовала и тогда, когда не было и человека, и поэтому никем не создана;

• природа бесконечна, и, следовательно, вне природы ничего не существует;

• природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой, и поэтому она не управляется никакими сверхъестественными силами. Природа бесконечно многообразна. Но ее конкретные формы различаются между собой, относительно самостоятельны. Чаще всего выделяют живую и неживую природу, которые определяются через диалектическое соотношение друг с другом.

Неживая природа охватывает все многообразие материальной действительности, которое не отвечает признакам живого: это существование вещества и физических полей в мега-, макро-, и микромире. Главное отличие вещества от полязаключается в том, что вещество обладает массой покоя, механической массой, тогда как электромагнитное, гравитационное и другие поля подобными характеристиками не обладают. Имеется и ряд других отличий: вещество относительно непроницаемо, скорость движения частиц всегда меньше скорости света; вещество по преимуществу дискертно, в нем наблюдается значительно большая концентрация массы и энергии. Напротив, поле не имеет массы покоя, легко проницаемо, обладает преимущественно волновой природой, характеризуется слабой концентрацией массы и энергии, а также скоростью света.

Абсолютной границы между веществом и полем нет. Дело в том, что они предполагают друг друга, соответствующие поля присутствуют в любом вещественном образовании, обеспечивая его целостность. Вещество и поле могут взаимно превращаться друг в друга. Например, при столкновении электрона и позитрона, обладающих вещественными свойствами частиц, образуются два фотона (кванта света), то есть вещественная форма превращается в полевую.

Вещество состоит из молекул и может находиться в пяти различных состояниях - твердом, жидком, газообразном, плазменном и нейтронном.

Живая природа объединяет самоорганизующиеся несоциальные системы, в которых активную роль играет информация, обмен веществ, управление ростом, приспособление, развитие и размножение. Она представлена растительным и животным миром и является более высокой ступенью развития материи. Растения и животные способны усваивать вещества, воспроизводить себя, избирательно использовать внешнюю среду обитания, приспосабливаться к ней. Современная классификация флоры и фауны исходит из наличия на Земле от 10 до 30 млн. биологических видов. Они объединены в 12 типов растений и 23 типа животных.

Исходя из несотворимости, неуничтожимости, безграничности материи можно предположить, что живая природа, так же как и неживая, существовала всегда. Но ее конкретные формы всегда конечны и не вечны. Минимальную единицу жизни составляет клетка. Она обладает всеми свойствам, живого. Сам порог живого и неживого находится в химической форме движения материи, который еще недостаточно изучен.

В истории было много предположений и гипотез о происхождении жизни и ее сущности, о возникновении жизни на Земле.

Наиболее древней является религиозная трактовка жизни и ее происхождения. В одном ее варианте (например, в буддизме) мир, жизнь и человек вечны, в другом (ислам и христианство) - все, в том числе и живую природу, создал из ничего Бог.

С развитием общества утверждались научно-теоретические основы понимания жизни. К ним относятся, прежде всего, эволюционная теория Ч.Дарвина, клеточная теория М.Шлейдена и Т.Швана, эволюционно-генетические концепции Г.Менделя и Т.Моргана, диалектико-материалистические идеи П.Анохина, Н.Вавилова, Н.Дубинина, А.Опарина, И.Павлова и др. С различных позиций было обосновано единство и принципиальное различие живой и неживой природы, жизни растений, животных и человека.

Взаимодействие (диалектика) неживой и живой природы раскрывается на основе анализа их общих признаков и различий. Итак, что же объединяет эти два вида природы? Во-первых, неживая и живая природа - материальные явления и существуют объективно. Во-вторых, в них действуют общие законы движения и развития материи. В-третьих, для неживой и живой природы характерны формы материального отражения и информации. В-четвертых, оба вида природы имеют смысл и значение только в их соотношении в условиях Земли. В других материальных условиях конкретные их характеристики могут быть иными.

Однако, свойства неживой и живой природы нетождественны, что фиксируется их различиями:

1. Если неживая природа обладает только признаками веществ и физических полей, то для живой природы, кроме этого, характерен обмен веществ, приспосабливаемость, самовоспроизведение, саморегуляция и другие признаки протекания жизни.

2. Только на базе живой природы возникает психическая форма отражения объективного мира.

3. В неживой и живой природе действуют разные специфические законы. Например, в неживой природе существуют законы движения планет Солнечной системы, а в живой - законы естественного отбора.

Таким образом, диалектика неживой и живой природы состоит, прежде всего, в том, что они взаимосвязаны как материальные явления на основе общих черт и различий. Например, в обоих видах природы действуют физические и химические законы. Но если физический и химический состав в неживой природе играет одну роль, то в живой природе - другую.

О диалектике неживой и живой природы также свидетельствуют их взаимопроникновение и взаимопереход. Все живые организмы состоят из атомов и молекул неживых веществ, которые после завершения живого цикла снова переходят в неживую материю. Кроме того, растения и животные возникли на основе свойства неживой материи при определенных условиях переходить на качественно новый уровень - живой материи.

Итак, жизнь - это форма существования материи. Она всегда возникает в определенных условиях. На Земле они таковы: наличие относительно самостоятельной Галактики, определенное расположение планет, наличие атмосферы и гидросферы, особые температурные условия, определенный состав солей и химических элементов и т. д.

На Земле основу жизни составляют белково-нуклеино-кислотные процессы. Суммарная биомасса нашей планеты составляет примерно 2-3 триллиона тонн. Поэтому до сих пор актуальна мысль Ф.Энгельса о том, что жизнь представляет собой способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел.

Жизнь на нашей планете существует в трех основных видах: жизнь растений, жизнь животных и жизнь человека. Если живая природа соотносится с неживой и тем самым как бы ограничивается от общества, то рассмотрение жизни позволяет установить родство живой природы с общественной жизнью, а также выделить их качественные различия.

Итак, жизнь человека представляет собой единство биологической и социальной составляющих.

Социальная жизнь - это форма движения материи, которая включает в себя наделенных сознанием общающихся индивидов и пригодные для их жизнедеятельности условия; связана с природой в основном посредством целеполагающей предметно-практической деятельности (труда); существует и развивается как по общим, присущим всей материи, законам, так и по своим, качественно отличающимся от природных.

Как же осуществляется единство биологической и социальной составляющей в жизни человека? С одной стороны, развитие и смерть человеческого организма подчиняются законам живой природы, то есть человек в этом смысле является биологическим существом, частью природы. А с другой стороны, не это делает человека человеком, а его социальная сущность, выраженная посредством культуры. Эту социальную сущность мы узнаем, когда подробно рассмотрим бытие человека и общества, здесь же только подчеркнем, что понимание человека как биосоциального существа позволило рассмотреть его не только как более совершенную форму живого, но и как нечто выходящее за его пределы, ибо человек способен не только отражать окружающий мир и приспосабливаться к нему, как это делают животные и растения, но и способен познавать мир, сознавать свои потребности, ставить цели, конструктивно и творчески изменять действительность. Каждый человек кристаллизует все то, что накоплено человечеством в течение веков, путем воздействия следующих факторов:

1. Механизм биологической наследственности, который проявляется в том, что генетическим путем человек наследует строение тела, структуру мозга, некоторые особенности нервной системы, потенциальные способности (задатки).

2. Социализация, то есть приобщение к обществу и его культуре. В ходе этого процесса биологические параметры перерабатываются конкретным воздействием на индивида совокупностью трудовых навыков, знаний, норм, ценностей традиций и т. д. В результате изначальные биологические потребности приобретают уровень осознания (так появляется интерес и ценность) и удовлетворения (возникает целеполагание и выбор средств), то есть окультуренный уровень.

Следовательно, необходимо признать доминирующее значение социального момента в жизни человека. Однако определяющая роль социального фактора не означает игнорирование биологической природы человека. Напротив, в эпоху научно-технической революции эта проблема наиболее актуальна. Об этом свидетельствуют появление новых наследственных болезней, мутации и патологии в наследственности, под воздействием вредных веществ, попытка радикальной перестройки генотипа человека.

Человек как биосоциальное существо является основой возникновения общества и его связей с природой. Итак, в чем же состоит диалектическое единство природы и общества?

Природное и общественное в значительной мере сопроницают друг друга, и нигде, ни в пространстве, ни во времени, не существует абсолютной, строго однозначной границы между ними.

Во-первых, с одной стороны, в создаваемой человеком «искусственной природе» продолжают действовать все те же естественные законы. И чем более «искусственен» производимый человеком продукт, тем более широкая сфера естественных законов вовлекается в сферу производственной деятельности, а с другой стороны, эти естественные законы используются «не так, как в природе».

Например, создавая лесопарк, архитектор, имея в наличии сходный с лесным массивом природный материал (деревья, водоем, грунт и т. д.), располагает его по собственному плану. И таким образом полагаемая человеком цель, навязанная природе извне, претворяется через действие естественных законов.

Во-вторых, в процессе общения человека и природы происходит «очеловечивание» природного предмета. Окружающие вещи становятся общественно значимыми, наделяются целым рядом специфически социальных, культурных характеристик и, приобретают смысл и значение, становятся воплощением различных способностей и возможностей человека, служат орудием и объектом его потребностей. То есть вещная форма предмета становится носителем его общественного содержания.

Исходя из всего сказанного мы можем сделать следующие выводы: граница между природным и общественным не совпадает с рубежом между первозданноестественным и «искусственным»,- она проходит в совершенно иной плоскости - в плоскости культуры.

Противоречие между природой и обществом имеет двойственный характер. С точки зрения природы как всей материи общественное есть отрицательный момент целого, а с точки зрения культуры отрицательным моментом общества, как диалектического целого становится осознанная и обработанная природа. Общество есть результат длительной эволюции природы.

Специфика диалектики природы и общества обусловлена и их различиями:

• Общество является более высокой формой организации и движения материи.

• Природа вечна и бесконечна. Общество ограниченно в пространстве и во времени.

• В природе все совершается бессознательно. В обществе действует сознание и воля.

• Законы общества вариативны, действуют как тенденции.

В силу этого законы природы и законы общества, не взирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга:

а) если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;

б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые – рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;

в) если в природе действуют и динамические и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;

г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому, что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно.

Природа и общество не просто существуют совместно, а составляют единую динамическую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга.

Это взаимодействие привело к становлению четырех исторических типов связи общества и природы:

1. Присваивающее хозяйство.

2. Производящее хозяйство, возникшее в ходе неолитической революции.

3. Индустриальное общество, сложившееся в результате промышленной революции.

4. Постиндустриальное общество, которое сейчас постепенно возникает в ходе научно-технической революции.

Именно сейчас, в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному, негативные последствия воздействия общества на природу заставляют более глубоко изучать данное явление, прогнозировать его. Этим занимается экология - наука о связях неживой и живой природы с обществом. Экологические проблемы существуют как: частные, региональные, общегосударственные, планетарные (глобальные).

Основными глобальными экологическими проблемами являются: проблема достаточности природных и сырьевых и энергетических ресурсов, их рационального использования; проблема преодоления нарушенного экологического равновесия биосферы; проблема устранения опасного для здоровья человека и самой природы загрязнения окружающей среды.

Одним из проявлений природы является географическая среда. Географическая среда - это та часть природной среды, которая включает поверхность земного шара и ближайшее околоземное пространство. Географическая среда имеет ряд свойств и характеристик: рельеф местности, климат, географические факторы, наличие водных ресурсов, природный ареал, наличие полезных ископаемых и т. д.

Уже давно было замечено, что географическая среданепосредственно влияет в той или иной степени на жизнь общества. Наиболее известными вариантами интерпретации этого влияния в философии и науке являются: теория цивилизации, которую развивали такие философы как Н.Данилевский, Л.Мечников, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.; геополитика, которая традиционно понималась как наука, изучающая влияние физических условий окружающей географической среды на развитие человеческой истории, в том числе и на мировую политику. Родоначальниками геополитики стали Мэхен, Макиндер, Челен, Хаусхофер.

Сейчас происходит обогащение предмета исследования геополитики. Так, физическая среда рассматривается в том виде, как она изменяется и используется людьми. Кроме того, «дет поиск совмещения мировой и региональной геополитики. Больше внимания уделяется и таким негеографическим факторам, как интересы государств и элит, религиозные и психологические предпочтения народов и т. д.

Таким образом, природа, будучи базовой материальной формой бытия, представляет собой диалектическую саморазвивающуюся систему, чьи факторы обусловливают естественность возникновения человека и общества, составляют необходимые условия жизнедеятельности людей. Человек выступает связующим звеном между природой и обществом благодаря своему организму, сознанию, способности общаться с людьми и осуществлять творческую деятельность. Человек одновременно является частью природы и общества.

Выводы:

1. Природа является необходимым условием материальной жизни общества, в частности физической и духовной жизни человека, источником ресурсов, которые используются в производстве. В тоже время она является и средой существования общества. Единство общества и природы обусловлено процессом материального производства.

2. Процесс взаимодействия природы и общества вступил в новую фазу своего развития, которая наряду с расширением и ускорением взаимосвязи между природой и обществом, характеризуется наличием противоречий между ними и появлением значительных экологических проблем. Это требует коренных изменении в систему «взаимоотношений» природы и общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое природа в широком и узком понимании?

2. Что такое литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера?

3. В чем состоит особенность философского подхода в отличие от естественнонаучного изучения природы?

4. В чем проявляется единство и взаимосвязь между природой и обществом?

5. В чем суть идеи В.И. Вернадского?

6. Какие взаимоотношения существуют между природой и обществом?

7. Назовите основные направления влияния природы на общество и общества на природу?

8. Что такое экология?

9. В чем суть концепции географического детерминизма?

10. Что такое геополитика?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: