На рис. 6.11. приведена функциональная схема системы регулирования скорости электропривода постоянного тока с дополнительной обратной связью типа “отсечка”.
Нелинейная обратная связь по току якоря вступает в действие, когда
ток якоря превысит максимально допустимое значение. При этом реализуется условие: | U дт| > | U отс|, где U отс – напряжение “отсечки” нелинейного звена. Напряжение отрицательной обратной связи U нз приводит к снижению напряжения управления силового преобразователя и cтабилизирует ток якоря на уровне максимально допустимого. В режиме токоограничения среднее значение U дт» U отс.
Рис. 6.11. Функциональная схема САР скорости с “отсечкой”
по току якоря
Заметим, что регулятор скорости, обеспечивающий оптимальное в смысле какого либо критерия регулирование скорости, должен иметь переменную структуру, изменяющуюся при выходе тока на режим ограничения. С целью снижения выбросов тока якоря в такие моменты времени применяют так называемое “упреждающее токоограничение”, обеспечиваемое за счет дополнительной обратной связи по току двигателя, подаваемой на вход тиристорного преобразователя.