Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ
1. На заседании кафедры социальной декан философского факультета
философии и философии истории _________________________ Ю.Н.Солонин
протокол от ______ № ____
Заведующий кафедрой
_________________ К.С.Пигров
2. На заседании методической комиссии
факультета философии и политологии
протокол от ______ № ____
Председатель методической комиссии
д.ф.н., проф.______________ В.М. Дианова
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Социальная философия»
Автор (составитель)
профессор, докт.филос. наук М.В.Попов
Рецензент:
профессор, докт.филос. наук В.Г.Марахов
Санкт-Петербург
2011г.
Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины: свободное владение студентамиосновными категориями социальной философии и умение их применять при рассмотрении исторических и современных проблем социальной действительности.
|
|
1.2. Задачи курса: Лекционный курс по социальной философии служит не только получению и закреплению специализированных знаний по философской дисциплине, но и способствуе расширению профессионального мировоззренческого горизонта, а также развитию логического мышления и аргументационных способностей.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: В курсе лекций разбираются важные для специалиста в гуманитарной сфере философские категории применительно к характеристике современного общества в контексте этических и правовых аспектов социальной жизни, социального контекста масскульта и массмедиа, философских парадигм власти, функционирования моральных норм в качестве оснований социальных связей, т.е. моменты единства социально-философской и исторической теории, а также роль этических кодексов в генезисе и современных формах экономической деятельности и корпоративной культуры.
1.4. Требования к уровню освоения курса:
- освоение основных идей, составляющих содержание тем курса,
- самостоятельное знакомство с рядом философских текстов, посвященных проблемам социальной философии и философии истории.
Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Всего аудиторных занятий | 32 часа |
из них: - лекций | 32 часа/нет нет |
- практические занятия | нет/ 32 часа |
Самостоятельная работа студента с преподавателем (в том числе на курсовую работу по дисциплине) курсовую работу по дисциплине) | нет |
Итого (трудоемкость дисциплины) | 32 часа |
Изучение дисциплины по семестрам:
|
|
семестр, зачет
3. Содержание дисциплины
3.1.1. Структура курса и примерная сетка часов
Темы лекций | часов часов |
Тема 1. Социальная форма движения | 2 2 |
Тема 2. Социальное становление | 2 2 |
Тема 3. Социальное изменение | |
Тема 4. Социальное развитие | 2 18 часов |
Тема 5. Социальный прогресс и социальный регресс | |
Тема 6. Социальная революция и социальная контрреволюция | |
Тема 7. Социальное бытие и социальное сознание | |
Тема 8. Общественно-экономическая формация | |
Тема 9. Классы | |
Тема 10. Государство | 2 2 |
Тема 11. Политика | 2 2 |
Тема 12. Идеология | |
Тема 13. Нравственность, мораль и право | 2 18 часов |
Тема 14. Культура | |
Тема 15. Нации | |
Тема 16. Цивилизация |
3.1. Темы и краткое изложение
Тема 1. Социальная форма движения. – 2 часа.
Уровни организации материи и соответствующие формы ее движения. Возрастание сложности
организации материи и форм ее движения. Включение содержания более низких форм движения материи в более высокие. Сопоставление биологической и социальной форм движения материи. Социальная форма движения как наивысшая по сложности. Особенности социальной формы движения. Роль общественного бытия и общественного сознания в организации социальной формы движения материи.
Тема 2. Социальное становление. – 2 часа.
Становление как всеобщая категория, характеризующая все формы движения материи, включая социальную. Моменты становления возникновение и прехождение в социальной жизни. Недостаточность обнаружения, отражения и учета в социальной деятельности только одного из моментов социального становления, демонстрация этого на материале истории и современности. Недиалектический характер концепций и представлений, игнорирующих наличие противоположных моментов становления в каждом социальном явлении. Необходимость учета становящейся природы явлений и процессов в социальном прогнозировании.
Тема 3. Социальное изменение. – 2 часа.
Понятие изменения социального явления как единства момента равенства явления с собой и момента его неравенства с собой. Социальный консерватизм и социальная динамика: их единство и противоположность. Отражение социального консерватизма и социальной динамики в общественном сознании и в политической жизни. Этические оценки социального консерватизма и социальной динамики. Противоположные направления социальной динамики и соответственно противоположные этические оценки консерватизма.
Тема 4.. Социальное развитие.– 2 часа.
Общественное развитие как движение от себя к себе на собственной основе, как становление со снятием становления, движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Экономические основы социального развития. Развитие производительных сил как фактор социального развития. Развитие производственных и иных социальных отношений. Развитие духовной сферы Противоречивый характер общественного развития. Социальные силы в общественном развитии.
Тема 5. Социальный прогресс и социальный регресс.– 2 часа.
Интегральный характер социального развития. Социальный прогресс и социальный регресс (реакция) как моменты общественного развития. Силы прогресса и силы реакции. Социальные действия прогрессивных сил, противостоящие прогрессу. Социальные действия реакционных сил, содействующие прогрессу. Носители, представители и выразители противоположных социальных тенденций. Переходы отдельных личностей с занимаемых социальных позиций на противоположные. Необходимость и недостаточность классового анализа для всесторонней характеристики социально активной личности.
|
|
Тема 6. Социальная революция и социальная контрреволюция.– 2 часа.
Эволюционный социальный прогресс. Накопление количественных изменений при сохранении социального качества. Переход в другое социальное качество. Социальный скачок. Социальные скачки эволюционного и революционного характера. Понятие революции. Виды революций. Понятие социальной революции. Типы социальных революций. Сравнительный анализ различных типов социальных революций. Объективные и субъективные предпосылки революции. Революционная ситуация. Революционные и контрреволюционные общественные силы. Победа революции и ее обратимость. Контрреволюция и ее социальные характеристики.