Сформулируйте для себя, каких заметных успехов вы сумели добиться в жизни. Затем определите, какие знания, способности, опыт были необходимы для достижения этих успехов. Постарайтесь при этом установить именно те способности и умения, которые привели к соответствующему результату.
В качестве ориентира можно воспользоваться приводимым ниже примерным набором знаний и способностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность менеджера в организации.
Специальные знания:
– знание производства;
– знание менеджмента;
– профессиональные знания;
– общая эрудиция;
– контакты и связи.
Способности руководителя:
– «пробивная сила», напористость, умение убеждать;
– способность эффективно распределять имеющиеся ресурсы;
– способность воплощать разработанные стратегии в конкретные планы действий;
– умение распределять обязанности и ответственность за их выполнение, умение делегировать полномочия;
– умение стимулировать и мотивировать труд отдельных работников и всего коллектива;
|
|
– умение менять стиль руководства в зависимости от возможностей, состояния и ресурсов рабочей группы;
– способность к работе в «команде» и к кооперации.
Интеллектуальные качества:
– высокие объемы переработки информации;
– рассудительность, логичность;
– способность предлагать различные варианты решения проблем;
– творческий потенциал; умение предложить неочевидные способы решения проблем;
– умение прогнозировать развитие ситуации, управленческая интуиция;
– структурное системное мышление;
– практический интеллект;
– скорость и гибкость мышления, способность переключаться от одного типа проблем к другому.
Личные качества
– умение «быть в форме», высокий жизненный тонус, выносливость;
– манера держать себя, выдержка;
– коммуникабельность, умение выслушать, готовность прийти на помощь;
– способность достигать поставленной цели, несмотря на препятствия;
– адаптивность (способность быстро приспособиться к динамике внешних условий);
– восприимчивость к критике, самокритика.
Рабочие приемы:
– рациональность и системность в работе;
– техника принятия решений и «снятия» проблем;
– техника ведения переговоров, дискуссий;
– организация рабочего места и оптимальных условий труда.
С помощью подобного анализа вы можете выявить не только взаимосвязь между своими способностями и реализованными на практике успехами, но и понять, чего вы вообще можете добиться в жизни, т.е. определить, каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Причем помимо констатации важно наметить пути дальнейшего развития этого потенциала.
|
|
С другой стороны, вы должны также ясно и отчетливо представлять себе свои слабые стороны. Подобное осознание необходимо для того, чтобы избегать ситуаций и действий, в которых эти качества могут проявиться и привести к ошибке, неудаче или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости — значит укреплять свои сильные стороны!
Составьте перечень своих серьезных неудач и ошибок. Отметьте, отсутствие или слабая выраженность каких качеств привели к этим промахам и поражениям. Вспомните, как вы в свое время преодолели ту или иную неудачу.
В качестве материала для сопоставления ниже приводится 11 базовых ограничений («слабых мест»), существенно сдерживающих эффективность работы современного менеджера.[2]
Для более точного восприятия указанных качеств приводим краткое наполнение каждого из них.
Неумение управлять собой:
– неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, знания, умения, навыки;
– неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.
Размытость личных ценностей:
– отсутствие ясного понимания своих личных ценностей;
– наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.
Смутные личные цели:
– отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни;
– наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.
Остановленное саморазвитие:
– отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.
Недостаточность навыка решать проблемы:
– отсутствие стратегии принятия решения;
– неспособность эффективно решать проблемы в современных динамичных условиях рабочей среды.
Недостаток творческого подхода:
– затруднения в генерировании достаточно новых и оригинальных идей;
– неумение использовать новые идеи.
Неумение влиять на людей:
– недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих;
– слабое влияние на решения других людей.
Недостаточное понимание современного управленческого труда:
– недостаток понимания мотивации работников;
– устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.
Слабые навыки руководства:
– отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.
Неумение обучать:
– отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности;
Низкая способность формировать коллектив:
– неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.
Определив и проанализировав наиболее существенные достижения и ошибки в вашей жизни, заполните таблицу баланса личных успехов и неудач.
УСПЕХИ | НЕУДАЧИ | |||
Мои крупнейшие успехи, достижения | Как я этого добился (способности, которые были для этого необходимы) | Мои значительные неудачи, поражения | Способности, которых мне недоставало | Как я преодолел неудачи |
1._________ 2._________ 3._________ 10.________ Прочее | 1._________ 2._________ 3._________ 10.________ Прочее |