Учебно-методический комплекс
«Правовые основы защиты прав потребителей»
(для отделения высшего профессионального образования специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Маркетинг»)
Рубцовск 2015
Кафедра | —— правовых дисциплин |
Шифр и наименование дисциплины | —— Правовые основы защиты прав потребителей |
Статус дисциплины | —— целевая |
Курс | —— 1 |
Специальность | —— государственное и муниципальное управление, менеджмент, маркетинг |
Форма обучения | —— дневная, заочная |
Объём дисциплины | —— 60 часов, 2 зачетные единицы |
И.о. зав. кафедрой правовых дисциплин
__________________ Машуков С.В.
Зам. директора по учебной работе __________________ Жданова Е.А.
Автор: Петрова Е.С., ассистент кафедры правовых дисциплин
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» 4
1.1. Тематический план дисциплины «Правовые основы защиты прав потребителей» 4
1.2. Содержание дисциплины «Правовые основы защиты прав потребителей» (дидактические единицы) 12
|
|
1.3. Содержание лабораторных (или практических) занятий. 16
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕ» 19
3. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 20
4. ЛИТЕРАТУРА.. 22
ПРОГРАММА КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «Правовые основы защиты прав потребителей»
1.1. Тематический план дисциплины «Правовые основы защиты прав потребителей»
Пояснительная записка
Сегодня наше общество характеризуется с одной стороны переходом к рыночным отношениям свободой предпринимательской деятельности, с другой – отсутствием должной культуры потребления, обслуживания населения цивилизованного подхода к решению юридических конфликтов. Данные обстоятельства предопределили необходимость в специальном законодательстве регулирующим правоотношения в сфере потребления. Неслучайно, законодательство о защите прав потребителей как обособленная отрасль права возникла в России в начале 1990-х годов.
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. «Советский» период истории России общепринято характеризуется бесчисленными очередями пустыми прилавками. Несмотря на существование в гражданском законодательстве группы правовых норм о защите прав потребителей несведущие в юриспруденции граждане приравнивались к предпринимателям профессионалам в сфере купли-продажи оказания услуг. Такая ситуация делала невозможным реализацию потребителями своих фундаментальных прав, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
|
|
Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона “О защите прав потребителей” потребители получили весомые правовые возможности в отстаивании своих прав. Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.
Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
Целью изучения данной дисциплины является приобретение студентами знаний и навыков позволяющим в дальнейшем применить их в профессиональной деятельности а именно: оказывать гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь участвовать в суде в качестве представителей составлять претензии и иные процессуальные документы.
При разработке данного курса особое внимание было уделено следующим группам задач:
1. Получение студентами знаний о законодательстве в сфере защиты прав потребителей, правоотношениях в данной области, нормах права, регулирующих эти отношения.
2. Детальное изучение Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 “О защите прав потребителей”.
3. Изучение судебной практики в сфере защиты прав потребителей.
4. Привитие обучающимся навыков применения указанных знаний на практике в целях защиты прав и законных интересов потребителей.
Тематический план дисциплины «Правовые основы защиты прав потребителей» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Маркетинг», очное отделение
Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | ||
Всего | Лекции | Практические работы | ||||
ДЕ I | 1. Предмет и система спецкурса «Правовые основы защиты прав потребителей». Общая характеристика законодательства в сфере защиты прав потребителей. | |||||
2. Структура Закона РФ от 7.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Основные понятия применяемые в законе. | ||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум 10 баллов | |||||
ДЕ II | 3. Основные права и обязанности потребителя продавца (изготовителя исполнителя). | |||||
4. Право потребителя на качественные товары (работы, услуги). Право потребителя на безопасные товары (работы, услуги). | ||||||
5. Права, обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) в сфере установления сроков | ||||||
6. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе продавце) и о товарах (работах услугах). | ||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум 30 баллов | |||||
ДЕ III | 7. Обязанность продавца (исполнителя) заключить договор купли-продажи (оказания услуг). | |||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум 5 баллов |
ДЕ IV | 8. Защита прав потребителя при продаже товаров. | |||||
9. Защита прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг. |
Промежуточный контроль | Коллоквиум 20 баллов | |||||
ДЕ V | 10. Защита прав потребителя государственными органами и органами местного самоуправления | |||||
11. Общественные организации по защите прав потребителя. | ||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум 15 баллов | |||||
ДЕ VI | 12. Ответственность за нарушение прав потребителя. |
Промежуточный контроль | Коллоквиум 10 баллов |
ДЕ VII | 13. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей. Судебная практика в сфере защиты прав потребителей. | |||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум 10 баллов | |||||
Итого часов |
Тематический план дисциплины «Правовые основы защиты прав потребителей» для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Маркетинг», заочное отделение
|
|
Дидактические единицы (ДЕ) | Наименование тем | Максимальная нагрузка студентов, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студентов, час. | ||
Всего | Лекции | Практические работы | ||||
ДЕ I | 1. Предмет и система спецкурса «Правовые основы защиты прав потребителей». Общая характеристика законодательства в сфере защиты прав потребителей. | |||||
2. Структура Закона РФ от 7.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Основные понятия применяемые в законе. | ||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | |||||
ДЕ II | 3. Основные права и обязанности потребителя продавца (изготовителя исполнителя). | |||||
4. Право потребителя на качественные товары (работы, услуги). Право потребителя на безопасные товары (работы, услуги). | ||||||
5. Права, обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) в сфере установления сроков | ||||||
6. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе продавце) и о товарах (работах услугах). | ||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | |||||
ДЕ III | 7. Обязанность продавца (исполнителя) заключить договор купли-продажи (оказания услуг). | |||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум |
ДЕ IV | 8. Защита прав потребителя при продаже товаров. | |||||
9. Защита прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг. |
Промежуточный контроль | Коллоквиум | |||||
ДЕ V | 10. Защита прав потребителя государственными органами и органами местного самоуправления | |||||
11. Общественные организации по защите прав потребителя. | ||||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | |||||
ДЕ VI | 12. Ответственность за нарушение прав потребителя. |
Промежуточный контроль | Коллоквиум |
ДЕ VII | 13. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей. Судебная практика в сфере защиты прав потребителей. | |||||
Промежуточный контроль | Коллоквиум | |||||
Итого часов |
|
|