Объект управления

Достижение целей политической кампании всегда зависит от других людей: от избирателей, если речь идет об избирательной кампании, от населения, если ставится задача повышения авторитета главы государства, от парламента, если лоббируется какой-нибудь законопроект, от политических противников, если предпринимаются попытки найти выход из конфликтной ситуации. Тех, от кого зависит достижение политических целей и в отношении кого субъект управления предпринимает определенные действия, мы будем называть объектом управления.

Субъект управления в политической кампании выбирает объект своего воздействия в зависимости от поставленных политических целей. Чем масштабнее цель, тем большее количество людей может рассматриваться в качестве объекта управленческого воздействия. Выборы президента требуют вовлечение в управленческой взаимодействие как можно большего числа взрослого населения страны, выборы губернатора – населения региона. Чтобы склонить партию к заключению союза, требуется влияние и на ее руководство, и на рядовых членов данной партии. Для выхода из конфликтной ситуации желательно воздействовать на всех участников конфликтного взаимодействия.

Объект управленческого воздействия никогда не бывает представлен в виде некой аморфной массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это – реальные люди, обладающие своими ценностными ориентациями, интересами, занимающие разные позиции в социальном и политическом пространстве, имеющие сложившиеся убеждения и предпочтения, включенные в разнообразные социальные группы. Нам предстоит в главе 8 говорить о том, как влияет социальная неоднородность объекта на развитие политической кампании. В данном случае отметим только, что далеко не все люди, которых субъект управления хотел бы вовлечь в политическую кампанию, становятся ее реальными участниками. Причина этого – в неоднозначном отношении потенциального объекта к субъекту управления, к декларируемым им целям.

Любой потенциально возможный объект управления в политической кампании можно условно представить в виде пяти слоев, различающихся по степени поддержки субъекта управления:

1. Активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентаций, интересов, высокая идентификация) осознанно и направленно готовы сотрудничать с субъектом управления, поддерживать его действия и даже посильно помогать в реализации поставленных целей. В различных политических кампаниях это может быть или твердый электорат какой-нибудь партии, который при любых условиях проголосует за ее кандидатов, или законодатели, имеющие общие интересы с лоббистской группой, и т.п.

2. Пассивно поддерживающие, т.е. люди, выказывающие сочувствие политическим целям, которые отстаивает субъект управления, но воздерживающиеся от активных самостоятельных действий в их поддержку. На выборах, например, они с большой долей вероятности проголосуют за предлагаемого субъектом управления кандидата, но на их действия могут оказать влияние любые, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к политике факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства и т.п.)

3. Занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, не имеющие четко выраженной политической позиции, не обладающие ярко выраженными симпатиями к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные о целях субъектов политики, полностью погруженные в свои личные проблемы.

4. Настроенные недоверчиво, т.е. люди, либо симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам, либо имеющие сформировавшееся предубеждение ко всем политикам, либо разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона. Недоверие будет подталкивать их к отказу от любого взаимодействия с субъектом управления в политической кампании.

5. Враждебно настроенные, т.е. люди, уже сделавшие свой политический выбор и превратившиеся в активных сторонников других политических лидеров и политических партий. Сделанный представителями данной группы политический выбор будет подталкивать их к действиям, направленным на противостояние и даже противодействие субъекту управления.

Определение удельного веса каждого слоя в потенциальном объекте воздействия в политической кампании является одной из составляющих аналитического конструирования ситуации и осуществляется обычно с помощью анкетирования.

Указанное расслоение людей, потенциально рассматриваемых в качестве объекта управления, представляет собой первую серьезную проблему, которую приходится решать субъекту управления в ходе политической кампании. Субъект должен стремиться к тому, чтобы удержать в поле влияния две первые группы, вовлечь в управленческое взаимодействие третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам.

Успешное решение этой проблемы зависит от того, насколько хорошо субъект управления представляет себе тех реальных людей, с которыми ему предстоит работать. В главе 4 мы будем подробно говорить о том, какой информацией должен владеть субъект управления, чтобы умело воздействовать на мотивацию людей. Пока ограничимся констатацией, что субъекту управления приходится вступать во взаимодействие с объектом, не однородным по сформировавшимся политическим предпочтениям, по своему отношению к целям политической кампании, по своей готовности реагировать на управленческие решения.

Кроме неоднородности у потенциального объекта управления есть еще одна особенность: он одновременно находится в фокусе внимания нескольких субъектов, инициирующих различные политические кампании. Например, взрослое население какого-либо избирательного округа в качестве объекта воздействия могут рассматривать одновременно несколько команд кандидатов; парламентариев, обсуждающих законопроект, могут стремиться склонить к выгодному для себя решению несколько лоббирующих групп.

Поле, в котором организуются политические кампании, - это поле конкуренции и конфликтов. При характеристике внешней среды политической кампании мы уже называли этот фактор среди других, влияющих на ее развитие. Теперь уточним, что главным содержанием борьбы с политическими соперниками является борьба за объект управленческого воздействия, за привлечение на свою сторону избирателей, граждан, парламентариев, членов политических партий и т.д.

Фактически действия субъекта, инициирующего политическую кампанию, сводятся к превращению потенциального объекта в реального участника управленческого процесса. Для решения этой задачи приходится преодолевать индифферентность потенциального объекта к целям субъекта управления, вести борьбу за влияние с политическими соперниками.

Главный путь решения этой задачи – вовлечение людей во взаимодействия с субъектом управления, так как только в ходе прямого или опосредованного взаимодействия можно добиться изменения ценностных ориентаций, установок, поведения тех людей, от действий которых зависит достижение поставленных политических целей. Вот почему политическая кампания – это целая цепь усилий, предпринимаемых субъектом с целью вовлечения потенциального объекта в различные виды взаимодействий. Для того чтобы правильно решать эту задачу, надо составить представление о структуре самого взаимодействия, его внутренней логике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: