Человека знание об окружающем мире

Мы начинаем рассмотрение основных блоков когнитивной модели политического действия с блока «внутренняя информация». Это не случайно. Дело в том, что «распознавание», понимание социальной информации (а воздействие субъекта управления политической кампанией осуществляется только путем передачи социальной информации) невозможно без накопленных знаний об окружающем социальном мире. Как может человек понять оратора, если он не знает языка, как он может понять смысл рекламного ролика, если у него нет социального опыта, как он может распознать символы среди обычных предметов, если его не научили это делать?

Знакомство человека с социальной информацией происходит в ходе социализации, а накапливается она в его памяти и подсознании. Ученые, исследующие процессы памяти человека выделяют несколько ее видов. Для нас важно иметь представление о двух из них – кратковременной и долговременной. Как отмечает Ж. Годфруа (5), кратковременная память действует примерно в течение 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации, и в случае, если информация не вводится повторно или «не прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безгранична. Ж. Годфруа пишет: «Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от одноминутных нужд. Долговременная же память похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время».

Р.С. Немов указывает еще на одно важное свойство кратковременной памяти: она обслуживает актуальное сознание человека, и имеет большое значение для организации мышления (7).

То, что хранится в долговременной памяти, не существует для человека ad hoc (для данного случая), т.е. усвоенная информация как бы временно отложена, исключена из его актуальной жизни. Но это не значит, что ее нет. Она может быть в любой момент актуализирована, переведена в кратковременную память, и сыграть свою роль в выборе индивидуальной стратегии поведения. Причем человек подчас не отдает себе отчет, какие именно знания заархивированы в его памяти, потому что процессы запоминания и воспроизводства информации хотя и могут направляться волей, но никогда не контролируются в полном объеме сознанием.

Но если сам человек не может в полной мере осознавать объем своих знаний, то эту задачу тем более не может решить посторонний. Все социологические опросы, психологические тесты могут дать весьма приблизительную картину реального содержания внутреннего субъективного мира человека. Значит ли это, что они не нужны? Конечно нет. Дело в том, что даже той минимальной информации, которую удается получить научными эмпирическими методами, иногда бывает недостаточно, чтобы повлиять на поведение человека, изменяя его в своих интересах. Для этого надо только знать некоторые особенности организации хранения информации в памяти человека.

Прежде всего надо знать, что информация хранится в трех основных видах.

1) Конкретные образы, т.е. пространственно-объемные или слуховые представления, имеющие аналоги в мире материальных объектов. Это своеобразные слепки с внешних объектов, сделанные с помощью органов восприятия (зрения, слуха, осязания и т.д.). эти «слепки» не являются абсолютной копией, но они позволяют воспроизводить пространственно-объемное состояние окружающего мира, фиксировать движение объектов, их внешние проявления и т.п. Психологи отмечают, что запоминание образов у человека происходит вместе с понятием, словом, принятым в культуре данного общества для его обозначения, что позволяет впоследствии легко извлекать их из долговременной памяти. Например, слово «Хакамада» вызывает в памяти образ конкретной женщины, худощавой, с короткой стрижкой, в темном платье, в очках, с лицом восточного типа.

2) Концептуальное знание, или концепты, в частности знание о социальных объектах. Социальный мир, созданный людьми, отличается тем, что он не может быть представлен в виде пространственно-временных образов. Он состоит из смыслов и значений, которые нельзя увидеть, услышать или пощупать. Например, стол как материальный объект мы воспринимаем посредством зрения, но назначение стола (зачем он нужен, как используется) мы можем знать только благодаря усвоенным в ходе социализации смыслам и значениям. Глядя на человека, облаченного в яркие одежды, мы не можем точно определить его место в политической иерархии, если не знаем символического значения подобного одеяния. Концептуальное знание существует и хранится в памяти исключительно в вербальной форме, так как смысловые значения объясняются только словами. «Власть» как концептуальное знание предполагает определенную интерпретацию (наделение смыслом) действий людей, участвующих во властном взаимодействии. «Политик» - это тоже концептуальное знание, так кА предполагает знание об особенностях действий человека, занимающегося политикой.

3) Схемы или обобщенные знания о ситуациях. «Схема определяет не свойства. Собственно-присущие объекту, а контексты, в которых встречаются объекты и действия» (8). Например, схема «избирательный участок» - это знание о том, какова последовательность действий всех присутствующих на избирательном участке в день голосования.

Все перечисленные виды знаний организованы по принципу семантической связи, т.е. для обозначения каждого образа, концепта, схемы существуют свои слова или словосочетания. Актуализация этих ключевых слов в кратковременной памяти обычно ведет к тому что из долговременной памяти извлекается либо соответствующий образ, либо концепт, либо схема.

Хранящаяся в памяти информация обладает целостностью, системностью. Она составляет своеобразный внутренний мир человека где все подчинено определенной логике, позволяющей человеку формировать относительно непротиворечивое представление об окружающем мире и о себе, о своем месте в этом мире, об отношении к элементам этого мира.

Целостность внутреннего мира становится возможной благодаря его эгоцентричности. В центре субъективного мира находится Я индивида, т.е. его представления о себе как о живом существе и как о личности. Д. Майерс, ссылаясь на результаты психологических экспериментов, заключает: «Память формируется вокруг нашего основного интереса — самих себя» (9).

Во внутреннем социальном мире существуют не только семантические связи между концептами и схемами, но и эмоциональные переживания по поводу определенных образов, событий, оценки их значимости. Иными словами, память человека — это не просто место хранения некой нейтральной информации, это не компьютерная система, а уникальная когнитивно-аффективная система, где многие виды знания эмоционально пережиты и переживаются.

Данное обстоятельство ведет к тому, что внутренний, субъектив­ный мир никогда не является редукцией объективного мира, микрокопией объективного социального знания. Это — система зна­ний, наполненных переживаниями, формирующими влечения, ин­тересы, предпочтения и стремление избегать, уклоняться от того, что вызывает негативные эмоции.

Кроме эмоционального, можно говорить еще об одном уровне со­отнесения — ценностном, который складывается в процессе усвое­ния социальной информации и является исключительно продуктом интериоризированной культуры. Смыслы, составляющие содержа­ние социальных фактов, всегда содержат в себе оценочные компо­ненты. Например: «парламент — орган законодательной власти». В этой интерпретации смысла содержится субъективная оценка полез­ности данного органа для общества: осуществление законодательной власти. Усваивая концепты, человек одновременно определяет их ме­сто на ценностной шкале: полезно — вредно, хорошо — плохо, целесообразно — нецелесообразно. Причем расположение концепта на ценностной шкале зависит не только от личных предпочтений, но и от социокультурных факторов — от типа культуры общества, от ожи­даний значимых людей и т.п..

Эмоциональные и ценностные отношения к социальным объек­там и ситуациям тесно взаимосвязаны. То, что человеку кажется цен­ным, одновременно вызывает и позитивные эмоции, то, что воспринимается как вредное, не может нравиться и скорее порождает презрение, гнев или страх.

Итак, внутренний мир — это не только образы, социальные объек­ты и ситуации, наполненные определенным смыслом, но это мир, где есть образы, объекты и ситуации, более и менее предпочтительные, называющие ненависть и любовь, гнев и удовлетворение, влечение и отторжение. Субъективный мир — это ценностно-эмоциональный мир, и по этой причине он более сложен, менее предсказуем, не сводится к архиву знаний, где каждая единица хранения имеет одинаковую ценность.

Устойчивые когнитивные структуры, хранящиеся в памяти, получили в литературе различное обозначение: стереотипы, убеждения, установки или аттитюды, ценностные ориентации, ожидания или экспектации. Каждый из этих терминов используется для обозначения специфических форм интериоризированного, т.е. усвоенного человеком, знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: