Задание № 2. Назовите основные положения учения Конфуция о человеке и обществе

Назовите основные положения учения Конфуция о человеке и обществе.

Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун - Цю (Конфуций).

Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался

человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со

временем падают.

Разбил людей на три группы:

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к

определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе

жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли,

выраженной в одном изречении: " Богатство и знатность - вот к чему стремятся

все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не

достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не

установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся ".

Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от

рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по

мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и

поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным

факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет

очень пессимистичны: " Я никогда не встречал человека, который, заметив

свою ошибку, решился бы сам осудить себя." На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.

По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора:

“жэнь” и “вэнь”.

Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как

“благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен

относится к людям очень гуманно,ведь гуманность по отношению друг к другу

является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им

космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в

результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один

вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не

подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать

благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов,

регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних

“вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и

приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: