Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов.
Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение
доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей.
Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне.
Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями,
обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его
стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д.
Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям,
живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а
значит и способно к быстрому и эффективному развитию.
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло
соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников.
Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний.
Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде
всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок “ли” (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь. Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.
Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о
природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и
дополняет его.
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и
вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями,
пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии.
3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.
4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления.
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр.,причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению,
нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.
К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены
общества. В условиях, когда управление государством и народом
предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы
общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы.
Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье.
Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди
способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это
просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.
2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством
доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества,
образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.
4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей
, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права
царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не
одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало
возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее,
признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный
фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не
доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность
управления и в этом случае неизбежен регресс общества.