Особенности информационного ресурса

Информационный ресурс — это симбиоз знаний и информации. Раскроем это понятие поподробнее.

Понятие ИР сводится к тому, что это знание, обладающее всеми атрибутами понятия «информация» в шенноновском смысле, и, наоборот, это информация, которая имеет все свойства понятия «знания» в традиционно-философском смысле. Можно сказать и так: информационный ресурс — это семантическая информация, т.е. информация в виде понятийного знания.

Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма сущест вования и представления знаний. Знание — это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь речь идет о понятийном знании — знании, выраженном семан тически. Имеется, как известно, и другой вид знаний — интуитивных, рожденных в подсознательной сфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически. Знания — это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах:

«живые» знания (квалификация);

овеществленные знания;

информация (сообщения).

Особо следует отметить, что не все сообщенные знания, в частности посредством книг, газет, радио- и телепередач, патентов и т.п., выступают ИР. Появляется новая проблема — информативность сообщений. Книги, патентные описания и другие сообщения еще должны найти своих потребителей. Из них еще должна быть изв лечена информация. Перед человечеством стоит громадная по своей важности и сложности задача: извлечь максимум информации из накопленных за всю историю сообщений и превратить ее в активно функционирующий ресурс. Речь идет о превращении книжных описаний и других «рассеянных» знаний в алгоритмы и программы. Это — часть работ по формированию ИР.

Информационный ресурс — это интеллектуальный ресурс, фактор коллективного творчества, и главная трудность в понимании его природы и функций состоит в раскрытии механизма перехода «знаний в силу», способов его воздействия на материальные факторы прогресса. Не сам по себе ИР «движет» системы.

Движителями систем выступают материальные силы: энергети ческие и трудовые факторы. Но ИР, словно фермент, переводит эти материальные факторы из латентного в активное состояние и вводит их в заданное русло. Тем самым ИР обеспечивает прирост свободной энергии в целенаправленных системах социальной природы за счет снижения их энтропии.

Каковы же основные особенности ИР?

Первая особенность ИР: в отличие от других видов ресурсов (в частности, материальных) ИР практически неисчерпаем; по мере

развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут.

Вторая особенность ИР: по мере использования ИР не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации получен ных сообщений с учетом опыта и местных условий).

Третья особенность ИР: он несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресур сами — опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сы рьем, ИР проявляется как движущая сила,

Четвертая особенность ИР: эффективность применения ИР свя зана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу, продукт умственного труда — наука — всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

Пятая особенность ИР: ИР является формой непосредственного включения науки в состав произвидительных сил. В индустриальном обществе наука выступает опосредованной производительной силой. Посредниками при этом выступают машины, новые материалы и препараты. В информационном обществе наука является непос редственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется характер действия ИР: производитель ность труда повышается не на проценты, а на порядки — в 10 —)00 раз. Осуществляется переход к телематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР и инфор мационные связи.

Шестая особенность ИР: ИР возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умст венной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управ ление, включает две части; рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту ИР, Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании PIP.

Седьмая особенность ИР', превращение знаний в информа ционный ресурс зависит от возможностей их кодирования, расп ределения и передачи. Коммуникационная система общества -важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.

4.2. ФОРМЫ И ВВДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Существуют две формы ИР как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.

Активные формы ИР: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм ИР имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель — это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет пред сказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Алго ритмы делятся в зависимости от степени общности. Важно стре миться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект — конечные,.синтетические формы сущест вования ИР в его жизненном цикле. В виде программы и проекта, а часто в виде решающего алгоритма ИР непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта, которое означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта, к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного прост ранства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно БЗ как актив ные формы ИР — это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью и готовностью к прямому информационному воздействию на объект с целью снятия его энтропии.

Информационное общество - - это общество, структуры, тех ническая база и человеческий потенциал которого приспособлены для оптимального превращения знаний в ИР и переработки пос леднего с целью перевода пассивных форм (книги, статьи, патенты и т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных БЗ. Это достигается на путях качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусст венного интеллекта (ИИ), в БЗ.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и ка чественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержат концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном языке в терминах предметной области, т.е. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях, которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и все еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Между тем рост совокупного объема знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, а общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения и коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на основе БЗ общего и специального назначения.

4.3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА 4.3.1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В истории человечества было несколько промышленных и информационных переворотов. Первый промышленный переворот основывался на паровом двигателе, затем на электромоторе и

двигателе внутреннего сгорании, т.е. на энергопреобразующих машинах. С ним связаны индустриализация общества, переход к индустриальной цивилизации. Второй промышленный переворот связан с овладением человечеством атомной энергией и проник новением в космос — современная научно-техническая революция (НТР).

Перевороты в информационной сфере были уже трижды. При первом перевороте — появлении письменности — возник специа льный механизм фиксирования и распространения информации во времени и пространстве. Появились документированная информация и информационно-накопительные центры в виде библиотек, архивов. Второй информационный переворот в истории связан с книго печатанием. Эта революция состояла в тиражировании докумен тированной информации с помощью специальной машины — печат ного станка. Если появление письменности коррелирует с ростом науки, просвещения и искусства, то типографский станок породил книжно-журнальную и газетную индустрию — основу дальнейшего культурного прогресса человечества, а также индустрию документо оборота. Прорыв состоял в производстве «бумажной» информации, возникновении механизма ее размножения и хранения. Но перера ботка и использование информации по-прежнему зависели от физио логических возможностей человека с его способностью за секунду воспринимать 8—9 единиц информации и в лучшем случае произ вести 15 логических операций.

Скачкообразное увеличение скорости распространения информации, вызванное появлением электрического телеграфа, телефона, радио, телевидения, а также ростом на 2—3 порядка транс портных скоростей в связи с появлением автотранспорта и авиации, конечно, привело к огромной интенсификации информационных потоков и коммуникативных процессов (третий информационный переворот). Но это существенно не отразилось на скорости выра ботки сигналов обратной связи, которые по-прежнему зависели от способностей «невооруженной» головы человека.

Таким образом, человечество столкнулось с новым, невиданным ранее в истории, противоречием между машинной вооруженностью рук (в середине XX в. 99% всей физической работы выполнялось машинами) и «ремесленной вооруженностью» головы (интеллекта). Информационно-управляющие возможности людей, ограниченные

физическими рамками, перестали соответствовать вещественно-энергетическим возможностям производства, ставшими, по существу, безграничными в силу использования машинной техники. Постепенно разрастаясь, это противоречие вело к информационно-организационному кризису. Это противоречие и разрешается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.

С первым промышленным переворотом связано появление про мышленных технологий, со вторым — появление информационных технологий, насыщение которыми народного хозяйства и означает информатизацию общества. Переворот в информационной сфере, ее индустриализация на базе ЭВМ составляет главное содержание современной НТР, в то же время можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения пись менности и книгопечатания.

Альтернативы информатизации нет. Это объективный этап социального прогресса во всех областях, прежде всего в экономике, управлении, науке и технологии. Важно понимать крайности в понятии «информатизация». С одной стороны, нельзя отождествлять информатизацию с компьютеризацией, так как в этом случае все дело сведется к созданию технической базы, насаждению ЭВМ в непод готовленную для них социальную среду, нагромождению беспо лезных с хозяйственной точки зрения пирамид из электроники. С другой стороны, нельзя к информатизации сводить все социально-экономические преобразования — слишком широкое ее понимание, нивелирующее значение других шагов и направлений социальной перестройки.

Информатизацию общества следует понимать как создание и развитие информационной среды: комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия функционирования ИР с учетом автоматизированных способов их переработки и использования в целях социального прогресса. Можно сказать и иначе: информатизация сводится к формированию ИТ и созданию условий для эффективного их использования в различных общественных системах.

Таким образом, информатизация предполагает более широкий подход к компьютеризации, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развертывания информационных

процессов: создание соответствующей технической базы, модер низацию организационно-экономических, юридических «челове ческих факторов». Иными словами, это целостный процесс форми рования новой автоматизированной сферы как необходимого условия эффективного задействования ЭВМ, их сетей, интегрированных АСУ, робототехнических комплексов, банков данных и т.д. Речь идет о программируемом изменении информационной основы функ ционирования различных общественных систем и подсистем, замене в допустимых пределах бумажной информации человеко-машинными диалоговыми системами, создании новых, несравненно более эффективных моделей деятельности людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: