Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельное научное исследование студента, в котором содержатся результаты его научно-исследовательской работы. ВКР должна демонстрировать высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, умение самостоятельно вести научный поиск и оформлять его результаты в законченную научную работу на завершающем этапе вузовской подготовки. Данная работа должна отражать образовательный уровень выпускника и свидетельствовать о наличии у него умений и навыков, необходимых для работы по специальности и специализации.
В зависимости от цели, предмета и объекта исследования выпускные квалификационные работы могут быть дифференцированы по следующим видам: теоретико-аналитические, проектно-разработнические, теоретико-экспериментальные, историко-аналитические.
Теоретико-аналитическая работа предполагает глубокое изучение объекта посредством ретроспективного, системно-структурного анализа психолого-педагогических явлений, определение основных параметров (показателей, критериев, уровней) их развития. Объектом исследования в данном случае, к примеру, могут быть малоизученные (иногда только заявленные) аспекты развития и воспитания ребенка (мотивационные основы материнства, гражданственность, правовое сознание и др.), а предметом – их содержательные характеристики.
|
|
Проектно-разработническое исследование, как правило, может быть связано с организацией деятельности ДОУ (разработка модели развивающей среды, программы развития), объектом которого является сам педагогический процесс, а предметом – его структурные компоненты.
Теоретико-экспериментальное исследование предполагает теоретическое изучение и обязательную экспериментальную апробацию выполненных наработок. В нем обязательно изучается влияние предмета на изменение уровней развития объекта, например, исследователь выясняет, как влияет игровая деятельность на процесс полоролевой социализации.
Главная задача автора выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и изучать конкретную научную проблему.
Целями выпускной квалификационной работы являются:
· углубление и систематизация теоретических и практических знаний по специальности;
· актуализация знаний при решении конкретных практических задач;
· приобретение и демонстрация навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
· овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.
|
|
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
· обоснование актуальности и значимости темы исследований;
· анализ состояния предмета исследования за определенный период, выявление степени изученности, динамики изменения, тенденции и перспективы развития и проблем, требующих своего решения;
· использование современной методики анализа и решения практических задач или вопросов, поставленных в работе;
· проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по выбранной теме;
· обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов;
· обоснование практической значимости рекомендуемых предложений;
· психолого-педагогическое осмысление полученных результатов исследования, изучение возможностей реализации в учебном процессе в образовательном учреждении и подготовки методических рекомендаций их использования (разработок).