Введение. Уголовное право занимает одно из основных мест в профессиональной подготовке лиц, обучающихся в юридическом вузе по специальности «правоохранительная

Уголовное право занимает одно из основных мест в профессиональной подготовке лиц, обучающихся в юридическом вузе по специальности «Правоохранительная деятельность».

По всем темам курса «Уголовное право. Особенная часть» читаются лекции. Они позволяют ознакомиться с основными положениями уголовного права, определяют основные направления для самостоятельной работы над учебным материалом.

На семинарские занятия для обсуждения выносятся наиболее важные и сложные теоретические вопросы изучаемых тем.

Цель семинарских занятий – научить курсантов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них навык самостоятельного мышления и принятия юридически обоснованного решения по вопросам, изучаемым в курсе уголовного права.

Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий и др.

Готовиться к семинарским занятиям необходимо заблаговременно. Накануне семинара необходимо освежить в памяти изученные материалы.

Практические занятия имеют своей целью: углубить и закрепить теоретические знания, полученные курсантами на лекциях, семинарских занятиях и в результате самостоятельной работы; привить обучаемым практические навыки юридического анализа предложенной ситуации.

Как правило, перед началом решения предложенных задач проводится фронтальный опрос обучаемых по вопросам темы.

Для успешного усвоения учебного материала курсанты должны после прослушивания лекции внимательно изучить предложенный план, уяснить содержание учебных вопросов, изучить рекомендованную литературу, выполнить задания для самоподготовки.

Изучение материала к семинару и (или) практическому занятию следует начать с просмотра конспектов лекций. Затем следует внимательно прочитать соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется изучение и конспектирование источников основной и дополнительной литературы.

Изученную при подготовке литературу следует критически осмыслить, проанализировать. Для облегчения процесса восприятия материала по ходу изучения литературы рекомендуется делать записи. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, тезисов, аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Тезисы – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).

Конспект – краткое изложение существенного содержания работы. наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов Конспект научной работы это развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.

В конспекте, как правило, указываются наименование работы, её выходные данные (год и место его издания, количество страниц). Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать, рекомендуется использовать только общепринятую аббревиатуру. Самые важные, значимые, по мнению обучаемого положения необходимо выделять – например, цветом, изменением размера букв и др.

В случае если делается тематический конспект, то в него включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же теме.

Кроме того, изложение материала можно отразить схематично и в табличном варианте.

Выступление на семинаре (практическом занятии) должно содержать теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, анализ законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

К каждому семинарскому занятию указаны вопросы, даны задания для самостоятельной работы и примерный перечень тем для подготовки докладов и сообщений.

При подготовке к практическим занятиям решение каждой задачи должно быть оформлено письменно в тетради и грамотно аргументировано ссылками на закон и постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ. Следует исходить из того, что квалифицирующие признаки прямо не указанные в условии задачи, отсутствуют. При юридической оценке содеянного квалификация должно быть полной: применительно к каждому из лиц, в отношении которых можно предположить, что они совершили преступление, либо указать, что состав преступления в деянии отсутствует. При наличии совокупности преступлений необходимо указать все пункты, части статей, образующие совокупность. Решение задачи необходимо аргументировать разъяснениями Пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР, СССР.

При подготовке к занятиям по курсу «Уголовное право. Общая часть» кафедра рекомендует использовать следующие источники:

1. Периодические печатные издания – источники нормативных актов:

а) «Российская газета»;

б) «Российские вести»;

в) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации;

г) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;

д) Собрание законодательства Российской Федерации;

е) Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации;

ж) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

3. Периодические научные и научно-популярные юридические печатные издания (журналы):

а) «Государство и право»;

б) «Российская юстиция»;

в) «Законность»;

г) «Уголовное право»;

д) Журнал российского права

4. Периодические специальные издания Министерства внутренних дел Российской Федерации:

а) Вестник МВД России;

в) Информационные бюллетени;

г) Щит и Меч.

6. Монографии, учебные пособия, лекции, статьи и другие источники.

7.При подготовке к занятиям, обучаемые могут использовать справочно-правовые системы "КонсультантПлюс", "Гарант", АИПС "Правовые акты МВД" НИР ВНИИ МВД России, АИПС НТИ-ЦА расположенные на внутреннем сайте института – https://buimain/, а так же использовать полный список учебно-методической и научной литературы находящийся в методическом кабинете кафедры.

Основная литература ко всем темам дисциплины

1. Конституция Российской Федерации: принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с изм. от 21.07.2007 г. ФКЗ № 5]. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2010. – 32 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

4. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

5.Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6.Уголовное право Российской Федерации. Ос. ч.: учебник / под ред.: Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. - Изд. 2-е, испр. и доп.. - М.: ИНФРА-М: Контракт, 2010.

7.Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред.: А.И. Рарога. – 4-е изд., с изм. и доп. – М.: Эксмо, 2010.

8.Уголовное право России: учебник / под ред.: И.Э. Звечаровского. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010.

9.Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / под ред.: А.И. Рарога. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

10. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / под ред.: Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М: Контракт, 2010.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Программно аппаратные комплексы регионального портала систем дистанционных образовательных технологий;

2. Программное обеспечение "СТЭЛЛУС";

3. Программное обеспечение "АСТ-ТЕСТ";

4. Видеотека Барнаульского юридического института МВД России;

5. Электронные учебные пособия, презентации, схемы;

6. Оборудованный учебно-методический кабинет кафедры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: