Исходный тезис этой лекции может быть сформулирован так: каждый человек мыслит понятиями обыденного познания, а наука оперирует научным понятиями, или категориями.
Всякая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсенал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание сущности и свойств своего объекта. Сюда относятся исходные принципы как краеугольные положения данной науки, методы познания и категориальный аппарат (понятия). В эту систему входят и законы науки, представляющие собой итоги и выводы исследования.
С помощью своего понятийного аппарата наука проникает в «мир сущностей» и вскрывает основу (сущность) предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюдения. Категории и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутренние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной области внешнего мира. Категории – это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются в рамках обыденно мышления («стол», «дом», «одежда» и т.п.).
Философские категории являются фундаментальными научными понятиями, поскольку на них опирается весь познавательный процесс. Они активно используются во всех сферах научного познания. Эти категории отражают наиболее существенные свойства и закономерные связи окружающего человека мира.
Категории философии являют собой сложный синтез знаний о мире, так как философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В.И.Ленин, когда писал следующее: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать и овладевать ею».
Поскольку философские категории отражают единый и неделимый мир, то взятые вместе, они образуют собой некую систему («сеть») понятий. В этой сети категории как формы («клеточки») и ступени нашего мышления органически взаимосвязаны, как и все стороны самого мира. Они вытекают друг из друга (например: «человек» — «личность» — «индивидуальность» и т.п.) и дополняют друг друга («общество» и «природа», «причина» и «следствие» и т.д.). Система философских категорий представляет собой как бы портрет, теоретический образ внешнего мира, где человек занимает определенное место.
В системе категорий философии условно можно выделить несколько рядов, т.е. совокупностей категорий. Первый ряд составляют универсальные категории, которые отражают («схватывают») внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как «бытие», «материя», «время» и др., которые раскрывались в предыдущих темах лекций. Второй ряд составляют частные философские категории, отражающие отдельные сферы, грани мира. К ним относятся такие понятия, как «общество», «человек», «познание» и др.
Первые попытки анализа и систематизации философских категорий были предприняты античной философией. Наиболее развитое для того времени учение о категориях создал Аристотель. Составленная им таблица включала в себя 10 категорий философии — «сущность», «количество», «качество», «отношение», «место», «время» и другие.
В Средние века учение о понятиях активно развивалось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими течениями. Основной предмет спора между ними состоял в том, существуют ли общие понятия о вещах вне самих вещей (реализм), или же эти понятия есть всего лишь обозначения (имена) этих вещей, как это полагали номиналисты.