Глоссарий

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Философия, история и мировые религии»

Е.Е. Несмеянов

подпись

«5» сентября 2014 г.

На правах рукописи

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.

ШАХТЫ 2014


А

Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире.

Адепт (от лат. достигший) – человек, посвященный в тайны какого-либо учения, секты, ревностно преданный каким-либо взглядам, идеям.

Аксиология (axia-сущность+logos-учение) – раздел философского знания, изучающий человеческую деятельность, основанную на системе ценностей. Под ценностями понимаются процессы, явления, предметы, которые обладают положительной значимостью для человека, способствуют удовлетворению его потребностей. По содержанию ценности подразделяются на экономические, политические и социальные; по форме – на материальные и духовные; в зависимости от того, кто является субъектом ценностного отношения к действительности, - на индивидуальные и групповые. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действия и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий "добра" и "зла".

Альтруизм – моральный принцип, согласно которому благо других людей ставится выше собственного и который предписывает заботиться о благополучии и счастье ближнего, принося в жертву собственные интересы и привязанности.

Антиклерикализм - идейное и социальное движение, направленное против господства духовенства и церкви в обществе.

Антропоцентризм - конкретно-исторический тип философского мировоззрения в эпоху Возрождения, в центре внимания которого оказался уже не Космос и не Бог, а живой и деятельный, стремящийся к свободе Человек.

Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.

Антропогенез (от греч. – человек и происхождение) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития. Существует несколько подходов к вопросу о происхождении человека – теории: религиозная, эволюционная – Ч. Дарвин, трудовая (социально-историческая) – Ф. Энгельс, а также случайная, т.е. человек – плод случая, и «инопланетная».

Антропология (antropos-человек+logos-учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.

Апологет (от греч. защитительный) – тот, кто выступает в защиту какого-либо учения.

Архетип (от греч. начало и образ) – прообраз, первичная форма, образец.

Аскетизм (в пер. с греч. - упражняться) – нравственный принцип, утверждающий превосходство человеческого духа над плотью и требующий ограничения чувственных наслаждений или отказа от земных радостей во имя высших духовных идеалов. Целью аскета может быть достижение личного нравственного совершенства или блага других людей. Во имя этого аскет готов переносить физические страдания, материальные лишения, духовные испытания.

Атеизм (от греч. безбожный) — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Атеизм подвергает критике религиозную картину мира и утверждает светское мировоззрение.

Б

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, которые не представлены в сознании человека. Данный термин применяется в случае описания индивидуального или группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются. Сфера бессознательного значительно превосходит область сознания, в ней находятся инстинкты, подавленные желания, нереализованные влечения, интуиция и пр. Нидерландский ученый Б.Спиноза одним из первых осознал, что человек не свободен в своих сознательно мотивируемых поступках и мыслях, им движут причины, не представленные в опыте сознания, т.е. бессознательные. Понятие «бессознательное» использует З.Фрейд для обозначения вытесненных из сознания желаний и инстинктов (как правило, сексуальных, если они не соответствуют нормам поведения), оказывающих решающее влияние на поведение людей. Фрейд называет это психическим бессознательным. К.Г.Юнг выводит бессознательное за рамки индивидуального опыта в сферу коллективного бессознательного, которая основывается на архетипах – неких образах, находящихся в подсознании и имеющих свою основу в опыте человечества. Он представлен в человеческой психике и может воспроизводиться, подниматься на поверхность сознания только интуитивным путем, в сновидениях и т.п.

Биологизаторские (натуралистические) трактовки человека (3. Фрейд и др.) - основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают основное влияние на его поведение (инстинкты, влечения и т.п.).

Биосфера – понятие, появившееся в науке в последней четверти XIX в. и обозначающее оболочку планеты, состав и структура которой определяются деятельностью живых организмов от простейших до человека. Целостное учение о биосфере было разработано в начале XX в. В.И.Вернадским, который создал учение о переходе в ноосферу, управляемую не только законами жизни, но и развитием человечества. Это понятие приобретает новый смысл, в связи с проблемами преодоления экологического кризиса на планете и поисками внеземных форм жизни.

Богоборчество - самая ранняя форма свободомыслия, которой присущ протест против Бога, который якобы создал жестокий и несправедливый мир.

Бытие – 1) философская категория, обозначающая существование, реальность, отражающая многообразие мира во всех его проявлениях; 2) в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. В философии различают два истолкования понятия бытия: реальное и идеальное. Реальное бытие часто называют существованием. Оно имеет пространственно-временной характер, индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие (идея) – это сущность. Оно вне времени, лишено действительности, существует неизменно и вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают духовные ценности, идеи, математические и логические понятия. В реальном и идеальном бытии различают три вида (модуса) – возможность, действительность и необходимость. Существует достаточно много видов бытия, количество которых соответствует числу наук. Существовать – значит иметь определенность, которая выражается теоретическими концепциями, оперирующими фактами, понятиями и ценностями. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто.

Бюрократия - слой чиновников («служилый класс»), который выполняет функции государственного и политического управления.

В

Вера – субъективный акт принятия чего-либо как истинного, не нуждающегося в необходимом подтверждении истинности со стороны разума. Это особое духовное состояние личности, возникающее на основе определенной информации об окружающем мире, выраженной в идеях и образах, вызывающее уверенность в их правоте и служащее мотивом деятельности. В науке вера представлена в виде гипотез, предположений, требующих доказательств. Особым случаем проявления веры является религиозная вера. Она находится в области непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и чаще всего опирается на мир чувств, а не на разум.

Волюнтаризм (от лат. Voluntas – воля) – философско-мировоззренческая установка, абсолютизирующая свободу человеческого целеполагания, волеизъявления и действия рассматривает их как чисто спонтанные, непознаваемые, слепые силы. Субъективистски решает вопрос о роли личности в истории, отрицает объективность исторического процесса.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Г

Гедонизм (др.-греч. ηδονή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятие гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь. Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг. до н.э.), современник Сократа.

Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматривается как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Древней Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.

Глобальные проблемы – совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации в целом. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как естественный фактор развития общества и для своего решения требуют объединения усилий всего человечества. Термин появился в научной литературе в конце 60 –х гг. XX в.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (семья, церковь, профессиональная или иная общность), в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Гуманизм (от лат. – человечный) – направление общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения и основанное на признании человека, человеческой личности высшей ценностью.

Д

Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Детерминизм (от лат. определяю) – 1) философское учение о естественной обусловленности всех явлений объективного мира, их закономерной взаимосвязи и взаимозависимости; 2) учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический д.), или только явлений природы (космологический д.), или человеческой воли (антропологическо – этический д.), или общественной среды (социологический д.) и т. п. Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность – индетерминизм. Жизненный мир (Lebenswelt) – понятие в философии Э. Гуссерля, обозначающее мир в его значимости для человека, конкретно-историческую основу взаимосогласованного опыта, универсум анонимно складывающихся первоначальных очевидностей, априорных по отношению к логико- теоретическим схематизациям природы, культуры, жизни.

Диалектика (от греч. искусство вести беседу, спор) - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

В античности обычно - искусство вести философские споры. У Платона - высшее философское искусство различать многое в едином и видеть единство во многом. У Аристотеля - техника обоснования вероятного знания. У Канта - противоречивое иллюзорное знание о вещах самих по себе, не опирающееся на опыт. У Гегеля - учение о развитии через борьбу и синтез противоположностей и соответствующий этому процессу метод мышления.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

• Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

• Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

• Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

• Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

• Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

• Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха.

Догма - принимаемое на веру (не подлежащее рациональной критике) высказывание или учение. В философии

догматизм иногда также - наивная уверенность в возможности прямого совпадения мысли и действительности.

Догматизм (от греч. – мнение, учение, решение) - стиль мышления, для которого характерна склонность к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул.

Догматик – это тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на убедительные встречные доводы.

Душа – начало, которое обуславливает у человека жизнь его организма и способности ощущения, мышления, сознания и воли.

Дух - идеальное начало, которое правит вещественным и душевным миром, организует его, задает ему смысл и цель, присутствует в нем в той или иной форме (например, как ценность, идея, принцип, закон, вера). Дух может пониматься и как достояние личности, и как объективная межличностная или всеобщая действительность

Духовность - это концентрированное выражение высших общечеловеческих ценностей, таких, как истина, добро и красота, милосердие, справедливость.

Е

Евразийство – исторически-философская школа, представленная русскими мыслителями, в том числе эмигрантами первой волны (Г.В.Вернадским, В.П.Ильиным, Л.П.Карсавиным, Г.В.Флоровским и др.). В основе концепции лежит идея синтеза западной и восточной культур как модели общего развития.

З

Заблуждение – 1) знание, не соответствующее своему предмету; 2) форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека, неадекватное отражение действительности, обусловленное ограниченностью общественной практики и знания, а также абсолютизацией уже имеющихся взглядов и подходов. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные, философские, иллюзии, утопии.

И

Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы - феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д.

Идентификация (от лат. Idem –тот же самый и facere – делать) – уподобление, самоотождествление индивида с другим человеком, группой, образцом.

Идеология - система идей, служащая интересам индивидуума или общественной группы и, следовательно, не имеющая самостоятельной ценности, хотя, как правило, и выдающая себя за научное знание.

Императив (от лат. повелительный) – безусловное требование, веление. С появлением кантовской “Критики практического разума» императив – общезначимое нравственное предписание, выражающее должествование в противоположность личному принципу (максиме).

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивидуализм – такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека (в широком смысле – также и жизнь отдельной особо ценной группы, например, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом.

Индивидуальность – 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; 2) в отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность имеет идеальный ценностный характер.

Индивидуум – человек как самостоятельное, наделенное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

Интерес – основная причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их поведение.

Индифферентизм - равнодушие к религии.

Индустриальное общество (индустриальная, техногенная цивилизация) – общество, сложившееся в результате процесса модернизации. Экономической основой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике.

Интеграция – синтез, объединение на основе каких-либо общих признаков.

Интуиция – знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения. Способность прямого, без доказательств, постижения истины.

Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Исходным признаком (свойством) истины является объективность. Абсолютная и относительная истина – это два необходимых свойства одной и той же объективной истины. Абсолютная истина – исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире; складывается из суммы относительных истин, т.е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отражение действительности. Относительная истина - это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов. Критерий истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. Основной критерий истины – практика. В качестве отдельных критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.

К

Картина мира – в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, включающий как рациональные, так и чувственные аспекты восприятия и постижения мира; присуще определенной исторической эпохе.

Категории философии - это ее наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формировании обобщенной картины мироздания.

Когнитивный – связанный с проблемами познавательной деятельности.

Коэволюция - это принцип, который нужно осваивать, учитывая остроту современного глобального экологического кризиса, т.е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе «общество - природа». Этот принцип означает также, что человек как существо разумное и деятельное берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией и миссией в мире.

Креационизм (от лат. – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего, получившее наибольшее развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Л

Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова); 2) устойчивая система социально- значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, но они употребляются иногда как синонимы.

Логика (от греч. понятие, разум, мысль) – наука о принципах правильного рассуждения, представляющего собой выведение заключения из ряда посылок.

М

Маргиналы - это люди, оторванные от своих социальных корней, например, в связи с индустриализацией общества, ростом городов, пересечением культур, межнациональными конфликтами.

Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Материя (от лат. вещество) - философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Менталитет – это устойчивые и своеобразные социально-психологические признаки и черты, а также соответствующие им установки и формы поведения и действий людей, социальных групп (часто говорят, например, о немецкой педантичности, о широте русской души и т.п.). Менталитет формируется на почве истории народа, его культуры и традиций, совокупного опыта деятельности. Проявляется в духовной жизни народа - в его религиозных верованиях, в нравственном опыте, в литературном творчестве, искусстве и т.д.

Метафизика (от греч. – то, что за физическим) – философская категория, употребляемая в разных значениях: как философское учение о сверхчувственной реальности, обладающей большой степенью устойчивости, чем вещи, непосредственно воспринимаемы органами чувств; как наука о безусловном и абсолютном бытии, которое находится «за физическим миром». Термин ввел Андроник Родосский (I в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов «О бытии самом по себе».

Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. В философии различают методы познания и методы практики. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические. Группы методов в современной науке, объединенные по степени общности и широте применения: философские, общенаучные, частнонаучные (дисциплинарные и междисциплинарные), а также общелогические. К общелогическим относятся следующие способы мышления: анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

Механицизм - это мировоззрение, появившееся в эпоху Нового времени, в рамках которого природа рассматривалась как огромный механизм, а человек - как инициативный и деятельный работник.

Мировоззрение – система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром. Выделяют обыденное, религиозное и философское мировоззрение. Обыденное мировоззрение, совпадающее по существу со здравым смыслом, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. Религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Философское мировоззрение представляет собой теоретическое осмысление результатов научной и практической деятельности людей, осуществляемое с помощью предельно общих понятий. В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

Мистика - в средневековой философии - методология непосредственного интеллектуального и волевого слияния мыслителя с волей Бога, а также какая-либо доктрина, обосновывающая этот путь богопознания.

Модус (от лат. modus – мера, способ) – способ существования, вид и характер бытия или события.

Монотеизм (от греч. – единобожие) – система религиозных представлений, основу которой составляет вера в единого Бога. К монотеистическим религиям относятся христианство, ислам, иудаизм.

Мышление – способ постижения объективной реальности, средство теоретического познания существенных свойств и отношений окружающего мира, а также процесс творческого воссоздания его целостных структур. Биологическая основа мышления – головной мозг человека. Базой мышления является чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов. Средством мышления выступает язык. Он служит для абстрагирования, получения обобщенного знания.

Н

Наука – 1) сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления; 2) исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Натурализм ( от лат. natura – природа) – философская позиция, отождествляющая все сущее с природой и исключающая из теоретического объяснения все сверхъестественное. Человек и культура рассматриваются как часть природного порядка и продукты естественной эволюции.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Важнейшие формы научного познания – проблема, гипотеза, теория.

Неопозитивизм - возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант - логический позитивизм - выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла. Представители - Р.Карнап, Л.Витгенштейн.

Неотомизм – современная модификация томизма, усматривающая основную задачу философии в раскрытии и оправдании с позиций разума католического вероучения. Часть официальной доктрины католической церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии (на примере томизма Ф. Аквинского).

Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Ноосфера - это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала не только мощной геологической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле.

О

Объективное – характеристика явлений материального и духовного мира (вещей, знаний и т.д.) как существующего независимо от субъекта, противостоящих ему или взаимодействующих с ним (например, объективные законы науки).

Объект философии - «Человек - Мир».

Общественный прогресс - это тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необходимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе.

Общество – в обобщенном, философском смысле это часть материального мира, выделившегося из природы, которая имеет надприродную реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение) – учение о сущем или бытии в целом, а не о каких-либо его конкретных формах; раздел философии, исследующий фундаментальные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии, в области которого идет поиск ответа на вопрос: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией, заблуждением? Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. Древнегреческие мыслители воспринимали бытие как истинно сущее, вечное и неизменное, самопорождающее себя, как единство истины, добра и красоты. В средние века пытались построить учение о бытии, является философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом. В материализме XVII – XVIII вв. бытие отождествляется с природой, что равносильно отрицанию онтологии.

Опыт - мир, фактически данный человеку в явлениях, полученных через восприятие, переживание или деятельность.

«Осевое время» истории – одно из наиболее значимых понятий в современной философии истории и исторической культурологи, получившее широкое распространение после его введения и характеристики философом-экзистенциалистом К.Ясперсом (в работе «Истоки истории и ее цель»). «Осевое время», по Ясперсу, - своеобразный центр истории, который и принадлежит историческому времени, и возвышается над ним (как бы выпадает в «вечность»). Культура этого времени («осевая» культура) обладает особыми чертами» универсальностью, рефлексивностью, гуманистичностью. Хронологически «осевое время» ограничено промежутком между VIII и III вв. до н.э., а пространственно – пятью территориями (Китай, Индия, Персия, Израиль, Греция), на которых соответствующие этносы создали независимо друг от друга такие культуры, где впервые появляется «подлинный человек в его духовной открытости миру».Основы единой для всего человечества «осевой» культуры заложили: Конфуций, Будда, Заратустра, Исайя, Сократ.

Откровение – веление или сообщение, непосредственно исходящее от Бога и поэтому принимаемое как истина. Иногда противопоставляется умозрению. 1) по представлению верующих, непосредственное открытие Богом воли людям или передача им важнейших идей, составляющих основу монотеистических религий (знамения, явления, внушения, видения и прочие чудеса); 2) в религиозной философии – сверхчувственное непосредственное постижение истины, доступное избранным только в момент мистического просветления.

Отражение – универсальная способность, свойство любых объектов взаимодействовать, оказывать воздействие друг на друга и обмениваться друг с другом информацией. Сознание является высшей формой отражения, способствующей как преобразованию информации, так и производству новой, особенно нового знания.

П

Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято называть «святыми отцами и учителями церкви», имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

• 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов.

• 2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.

Пантеизм (от пан - все и греч. theós — бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир; мировоззрение эпохи Возрождения, суть которого состоит в идее растворения Бога в окружающей природе, во всех ее вещах и процессах (Бог находится внутри природы, а не вне ее). Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин П. — его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709).

Понятие – это мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира, что выражается с помощью слов, например «стол», «дерево», «человек» и т.д.

Позитивизм - философское течение, появившееся в Новое время, в 30-40-е годы XIX века (основатели О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Миллъ), провозгласившее, что так называемые конкретные («частные») науки являются единственным источником истинного («позитивного», «положительного») знания, поэтому философия, занимаясь отвлеченными («метафизическими») проблемами, фактически не имеет права на существование.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, мифологическое, художественное, социальное. Все виды тесно взаимосвязаны. В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир. Существуют две ступени познавательной деятельности: 1) чувственное познание, 2) рациональное познание (от лат. разум).

Политеизм (в пер. с греч – многобожие) – система религиозных представлений, основу которых составляет вера во множество богов.

Постпозитивизм - последующее развитие неопозитивизма, модифицированного в связи с изменениями в научном познании.

Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии.

Поступок – всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений).

Прагматизм – философский подход, отождествляющий истинность понятия или суждения с практическими результатами.

Предметом философии является всеобщее в системе «Человек - Мир», а именно предельные начала (основания), принципы, связи, свойства и законы всего сущего.

Природа человека - комплекс его важнейших («сущностных») свойств, посредством которых он раскрывает и выражает свою сущность.

Провиденциализм – религиозное понимание истории как следствия провидения, реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека и человечества.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Прогресс и регресс – понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс (от лат. движение вперед) – тип (форма), направление развития, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регресс (от лат. движение в обратную сторону) – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

Р

Расизм - человеконенавистническая, антигуманная идеология.

Рационализм - теория познания, считающая источником научного знания о мире формы рассудка, придающие неопределенному опыту статус закона.

Рациональное (абстрактное) познание – ступень познания, на которой с помощью мышления осуществляется упорядочение данных, полученных в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание имеет три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это мысль, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Суждение - это форма мышления, устанавливающая связь между отдельными понятиями, с помощью которой утверждается или отрицается что-либо (суждение может быть истинным или ложным). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

Революция – (от лат. – поворот, переворот) – 1) коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений, природы, общества или познания, т.е. переворот в области мировоззрения, науки, техники, искусства и т.п. (научно-техническая революция, промышленный переворот и т.п.); 2) коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего политического строя и установлению новой власти (Великая французская революция, Октябрьская революция 1917 г. в России и т.п.).

Религия - это специфическая форма духовно-практического освоения человеком мира, в основе которого лежит вера в сверхъестественное начало этого мира (Бог и т.п.).

Ренессанс - философско-художественная эпоха с ее культом человека, его духовности и красоты, свободы и величия.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.

С

Самосознание – акт непосредственного обращения сознания к самому себе. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания, нацеленного на любого рода познавательные, нравственные, эстетические, личностные и другие действия.

Самость – согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), то есть такое сущее, которое может сказать «Я».

Свобода - это самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение на нем.

Синергизм – эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

Синкретизм (от греч. соединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характерное состояние первичной культуры; 2) неделимость, характерное неразвитое состояние тех или иных явлений; 3) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов.

Скепсис - установка на систематическое сомнение в достоверности выдвинутых положений или вообще любого высказывания и теории.

Скептицизм (от греч. – рассматривающий, исследующий) – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления, а следовательно, отрицающее достоверность существующих знаний.

Смерть – специфическая форма реализации конечности живых существ.

Смысл жизни – понимание человеком своего предназначения как биосоциального существа, нахождение жизненной цели и путей для ее реализации.

Событие – сосуществование, бытие совместно с другими; «поскольку все существует в мире (Бытие в мире), мир – всегда тот мир, который я разделяю с другими. Мир существования есть сомир» (Хайдеггер).

Совесть – оценка личностью своих поступков.

Сознательное – важнейшая способность человека, проявляющаяся, прежде всего в рациональном отношении к миру, в его готовности вступать в заранее запланированные отношения с людьми, природой. Оно отличается сложным сочетанием мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых процессов и тесно связано с речью. Выступает в двух формах: в индивидуальном (индивидуальное сознание) и общественном (общественное сознание).

Сословия – это группы людей, имеющие четко определенный социальный и юридический статус, положение в обществе.

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание – это идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира.

Социализация - процесс становления личности, усвоение индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.

Социальная стратификация - это естественная дифференциация населения общества на различные слои, которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются права и привилегии, обязанность и ответственность, власть и влияние в обществе.

Социальный (от лат. socialis – общий, общественный) – название всего межчеловеческого, то есть всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный характер. Противоположность – асоциальный.

Социологизм – философско-социологическая концепция, утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении человека и его среды.

Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

Структурализм — обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем.

Судьба – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т.д.

Существование (от лат. ex(s)isto – существую) – внешнее бытие вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. В «философии существования» (экзистенциализм) существование соотносится с транценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру существования, пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Природа существования выявляется в пограничных ситуациях (страдание, страх, тревога, вина и т.п.).

Сущность - это логически непротиворечивый реальный или мыслимый (т.е. возможный) объект. Существование - это наличие сущности в действительном опыте.

Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый) - европейская средневековая «школьная философия» XI -XIV в., стремившаяся рационально обосновать и чисто логически доказать истинность христианского вероучения. Тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:

1. ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),

2. классическая - XII-XIII вв. («христианский аристотелизм»),

3. поздняя – XIII - XIV вв. (против томизма).

В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии.

Т

Телеология - учение о целях, их отличии от причинных связей, о способах их постановки или присутствия в объектах.

Теодицея - "оправдание Бога" - философская или богословская теория, объясняющая причины существования зла и совместимость этого существования с благостью Бога.

Теология - богословие, систематическое изложение и защита учения о Боге, совокупность доказательств истинности религиозных догматов.

Теургия - религиозно-мистическая практика. В язычестве - мистическое воздействие через ритуал на высшие миры и контакт с ними. В оккультизме - искусство манипулировать высшими силами. В символизме - преображение искусства, приближающее его к религии.

Технократизм - подход к исследованию истории, преувеличивающий роль техники и технологий в существовании и развитии общества (А. Тоффлер и др.).

Тотальность - целостность мира или его фрагментов, подразумевающая органическую связь частей и целого.

Традиционное (аграрное) общество – тип общества, в котором выделяют такие характерные черты: 1) преобладание в экономике натурального хозяйства; 2) подчинение государством общества; 3) сословность общества; 4) низкая социальная мобильность; 5) преобладание коллективных начал над частными, подчинение личности обществу; 6) регуляция общественных отношений с помощью традиций и обычаев; 7) неразрывная связь с природой; 8) огромное влияние религии.

У

Универсалии (от лат. universalis – общий) – термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия, идеи.

Универсальный (от лат. общий, всеобщий) – 1) охватывающий все, многое; всеобъемлющий; 2) выполняющий разнообразные функции, разносторонний.

Унифицировать – приводить к единообразию, стандартизировать.

Утилитаризм (от лат. – польза) – жизненный принцип, в соответствии с которым человек в основу морального выбора поступков или всего поведения закладывает стремление извлечь максимальную пользу для себя лично.

Утопия (от греч. – место, которого нет) – социальная идея об идеальной, гармоничной совместной жизни людей. Понятие впервые было введено Т. Мором.

Утрировать – преувеличивать, искажать.

Ф

Фатализм (от лат. fatalis – определенный судьбой) - убежденность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Феномен - явление, так или иначе данное в опыте.

Феноменология - одно из ведущих направлений ХХ в. основная тема - взаимодействие сознания, и окружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе концепции интенциональности. Мир раскрывается во взаимодействии - конструировании системы переживаний, посредством которых для едо существует мир. Ведущий представитель - Гуссерль.

Философия (в пер с греч. – любовь к мудрости) – 1) это особого рода форма познания, стремящаяся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и человека в нем; 2) выраженное в понятиях наукообразное мировоззрение (базирующееся на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия, интеграции духовной культуры общества), проявляющееся через многообразие исторически сменяющихся учений, течений, школ, стержнем которых является выяснение сущности человека и мира, обнаружение наиболее общих познавательных, ценностных, социально-политических, нравственных, эстетических отношений человека к миру, поиск ответа на вопрос, что есть Истина, Доброта, Справедливость и Красота; 3) это знание о мире как едином целом и месте человека в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания. Она включает в себя такие области философствования, как онтология и гносеология, диалектика, антропология и аксиология, социальная философия.

Философия истории – область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества. Философия истории выделяет общие законы, черты и свойства, решает проблемы социального прогресса и регресса, дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого.

Функции философии

Философия имеет различия и сходства с наукой, религией, искусством. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая и мировоззренческая.

• Онтологическая функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как "бытие", "материя", "развитие", "необходимость и случайность" и т.д.

• Гносеологическая функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

• Методологическая функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

• Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий "добра" и "зла".

• Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируется на таких понятиях как "мироощущение", "миропонимание", "мировоззрение". В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т.д. Следующий этап мировосприятия - это миропонимание, он базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение - его система взглядов на мир.

В своей совокупности все функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.

Философские категории: бытие, материя, пространство, время.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Проблема этого отношения имеет два аспекта: 1) что первично? 2) Познаваем ли мир? В зависимости от ответов на первый вопрос выделяются основные философские школы: материализм, идеализм, дуализм. На второй вопрос отрицательный ответ дают агностицизм и частично скептицизм.

Х

Характер (от греч. character – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума.

Ц

Ценность – значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя.

Цивилизация (от лат. гражданин) – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типом личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок. Понятие введено просветителями в XVIII в.

Ч

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тыс. лет назад. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудии, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности.

Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха осязания, обоняния, вкуса). Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении. Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета. Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств.

Э

Эволюционизм – научные теории в физике, астрономии, химии, биологии, социологии, языкознании и других областях, рассматривающие свои объекты под углом зрения их возникновения и развития, обусловленного определенными причинными факторами и подчиняющегося определенным законам.

Эвристика (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – искусство изобретения; руководства к тому, как методическим путем находить новое.

Экзистенциализм (позднелат. — существование), или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Термин возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).

Экзистенциальность - данность той или иной сущности в существовании.

Экология – понятие, введенное в науку в середине XIX в. и обозначающее взаимоотношение организмов друг с другом и с окружающей средой.

Эмпиризм - теория познания, считающая источником знания информацию, полученную в результате опыта, придающего пустым формам рассудка реальное значение.

Этика (в пер. с греч. – обычай) – философская наука, изучающая мораль (нравственность). Термин введен Аристотелем.

Этикет – совокупность правил поведения, принятых в данном обществе или разделяющихся теми или иными группами людей.

Эпикуреизм - философская школа, созданная Эпикуром в Афинах в IV в. до н.э. и существовавшая до IV в. н.э. Последователи этой школы целью жизни объявляли счастье, а само счастье понимали как достижение удовольствия.

Я

Явление – философская категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, возникает перед нами. Явление представляет собой внешнюю изменчивую и подвижную сторону предмета, явления.

Язык – 1) наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления духовности; 2) естественно возникшая или искусственно созданная система знаков, порождающая и выражающая значения, обеспечивающая общение и хранение информации.и.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: