Поведение слепого и глухонемого может быть с психологической и педагогической
Точек зрения вполне прира внено к нормальному; воспитание слепого и глухого
принципиально" ничем не отличается от воспитания нормального ребенка.
Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота не означают ничего иного, как
Только отсутствие одного из путей для образования условных связей со средой.
Глаз и ухо, называемые в физиологии, рецепторами; а в психологии - органами
Восприятия, или внешних чувств, имеют биологическое назначение: они
Предупреждают организм об отдаленных изменениях среды. Это, по выражению Г.
Деккера, как бы форпосты нашего организма в борьбе за существование. Их прямое
Назначение - воспринимать и анализировать внешние эл ементы среды, разлагать мир
На отдельные части, с которыми связываются наши целесообразные реакции, для того
Чтобы возможно точнее приспособить поведение к среде. Само по себе поведение
Человека как совокупность реакций при этом, строго говоря, остает ся
Ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей палитре человеческого поведения,
Т. е. активной жизни. Особенность их воспитания сводится только к замене одних
Путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяем: принцип и
Психологическ ий механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка.
Если таким путем объясняется чрезмерное развитие осязания у слепых и зрения у
Глухих, то особенности этих чувств обязаны своим возникновением функциональному
Богатству условных связей, п ереданных на эти органы с других, не действующих.
Осязание в системе поведения слепого и зрение у глухого играют не ту роль,
Что у нормально видящих и слышащих людей; обязанности осязания и поведения по
Отношению к организму, их функции другие: они должны провести огромное
Количество таких связей со средой, которые у нормальных людей проходят другими
Путями. Отсюда - их функциональное, приобретенное в опыте богатство, которое
Принималось по ошибке за прирожденное, структурно-органическое.
Отказ от легенды о биологической компенсации дефекта и правильное
Психофизиологическое представление о природе воспитания компенсирующих реакций
Позволяют нам подойти вплотную к самому основному и принципиальному вопросу
Педагогического учения о дефек тивности - о роли и значении специальной
Педагогики (тифло-, сурдопедагогики) в системе воспитания дефективных детей и
Связи этой педагогики с общими началами всякого воспитания. Прежде чем решать